Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР. Содержание и итоги реформ
2. Специфика модернизационных процессов на втором этапе, в конечном счете, определяется концептуальными положениями теории и практики социализма с китайской спецификой, который, в свою очередь, характеризуется следующими моментами: в политическом отношении это система многопартийного сотрудничества под руководством КПК; в экономической сфере - социалистическая рыночная экономика с развивающимися элементами многоукладности, с общественной собственностью в качестве стержня; в идеологии и культуре - система идей марксизма в качестве главной и определяющей доктрины. Теорию социализма с китайской спецификой первым изложил Дэн Сяопин. Ее содержание разделено на четыре направления: а) сущность китайской модернизации - это социалистическая модернизация, которая отличается от западной модернизации, конечная цель социалистической модернизации - совместное обогащение, а не разрыв между классами; б) модернизация с китайской спецификой - это значит, что китайская модернизация отличается от западной модели модернизации и, в то же время, отличается от модернизации других социалистических стран; в) теория социализма с китайской спецификой - это конкретизация модернизации социализма[125]. Как пишут российские политологи, «опыт стран Азиатско — Тихоокеанского региона убедительно свидетельствует, что творческое прочтение западного опыта, его использование с учетов социокультурной специфики намного продуктивнее пассивного эпигонства. Отсюда важнейшей парадигмой политологической мысли руководства этих стран является культурологическая оценка политических перемен эпохи в горизонте социокультурного опыта, свидетельствующего о неискоренимом многообразии человечества»[126].
Социалистический характер модернизационных процессов в Китае, в свою очередь, определил ряд других особенностей:
— максимальный учет базовой специфики страны (исторической, демографической, ресурсной и т.п.) при определении стратегии модернизации;
— соединение сильных сторон, унаследованных от прежней стратегии развития (относительно развитая нефтедобывающая и черная металлургия, солидная промышленная база во внутренних районах страны), с новой стратегией развития;
— умелое сочетание приоритета производства и экспорта трудоемкой продукции с постепенным повышением доли и масштабов производства капиталоемкой и наукоемкой продукции, позволяющее использовать сравнительные преимущества Китая на мировом рынке и учитывать сдвиги в международном разделении труда;
— одновременное использование как внутренних, так и внешних источников финансовых средств, как внутреннего, так и внешнего рынков;
— неизменная забота руководства страны о поддержании определенного баланса между экономическим ростом, реформой хозяйственной системы и социально-политической стабильностью;
— гибкая модификация идейно-политических основ общественного развития, позволившая сохранить прежние эффективные инструменты экономического роста, например, долгосрочные народнохозяйственные планы, отчасти - директивное планирование, твердые государственные цены, и в то же время относительно безболезненно начать использование новых инструментов, более адекватных рыночным принципам хозяйствования;
— сохранение весомой роли неэкономических факторов в целевой модели социально-экономического развития, позволившее своевременно подкрепить поколебленные социалистические устои общества надежными подпорками в виде этических, социально-исторических и морально-нравственных традиций конфуцианского толка, обеспечить благодаря этому общественную стабильность и устойчивую национальную самоидентификацию перед напором реформ, несущих потенциально сильную угрозу «вестернизации»[127].
3. Еще одним достижением явился реализованный в Китае поэтапный, постепенный переход от административно-централизованной системы хозяйствования к преимущественно рыночной экономике. Осуществлявшийся при сильной макроконтролирующей роли государства на базе всестороннего учета национальных особенностей и бремени преобразований для населения, он обеспечил как удовлетворительное проведение самих реформ, так и динамичное наращивание производительных сил и приемлемый уровень социальной стабильности в стране[128]. Реформирование административно — командной системы привело к превращению Китая в одну из ведущих в экономическом отношении стран мира и создала благоприятные возможности для подъема китайской экономики и укрепления ее международных позиций.