Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР. Содержание и итоги реформ
Принцип общественной трансформации центрирует собой социальное поле, и наряду с принципом консервативности составляет социальную структуру, которая диалектически сочетает противоположные принципы инвариантности общественной системы и её вариабельности. Общество, будучи динамической системой, непрерывно подвергается определенным изменениям.
Теоретическая база социологии реформ обширна и разнообразна, — среди российских авторов, посвятивших особое внимание анализу принципов и структуре реформ в России и Китае следует выделить А.С. Ахиезера, А.А. Давыдова, А. С. Панарина, В.В. Ильина, В.Т. Пуляева, С.Л. Ланцова, Д.В. Полякова, Н.И. Лапина, Л.П. Куксу, В.В.Козловского, В.А. Красильщикова, В.П. Милецкого, В.О. Рукавишникова, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, Л.С. Переломова, П.М. Кожина, А.В.Шитова, среди китайских специалистов по реформам в России и Китае необходимо назвать такие имена как Ден Сяопин, Мао Цзедун, Чжан Цземин, а также Чжан Сянго, Фэнь Луй, Лю Инцзы, Цата Сяньвэй и др.
Все многообразие реформ, осуществляемых в России, можно свести к двум вариантам[102]. Первый — это реформы, направленные на ускоренное догоняющее развитие путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических задач. Такой вариант предусматривает предельное напряжение терпения народа, отсутствие механизмов социального контроля и приводит к отчуждению власти от народа.
Второй вариант — реформы, характеризуемые вовлечением в реформационный процесс многочисленных слоев общества, их активностью в реформировании новой общественной системы и создания правового государства. Правовое решение социальных проблем осложняется низким уровнем политической и правовой культуры населения, слабостью парламентских традиций. Классовый групповой эгоизм, частный интерес зачастую преобладает над общегосударственным, отдавая приоритеты немедленным результатам. В известной степени этим обусловлено ослабление конституционных, реформистских программ и рост настроений к насильственным методам разрешения социальных противоречий[103].
Зачастую реформы, как правило, ограничиваются модернизацией государственного аппарата, что в конечном счете приводит к углублению бюрократизации. Этим объясняется и тот факт, что реформы в России всегда проходили в жесточайшей идеологической борьбе. В ходе формирования нового «фокуса» социального мира в общественном сознании России концентрировались и занимали свое место многообразные идеи, возникавшие в социальном движении российского общества. В процессе этой концентрации и борьбы время от времени возникали духовные и идейные образования, не похожие на те, которые внедрялись в духовный мир России. Это, прежде всего, идеологемы, связанные либо с традиционализмом, основанном на православии и коллективности, либо с идеологиями, приходящими с Запада, и несущими дух рационализма и индивидуализма, причем их влияние на развитие российского общество попеременно чередовалось.
При всей их разновидности можно при внимательном рассмотрении обнаружить единую линию - стремление общественного сознания России к интеграции и развитию различных геополитических синтезов.
Рассмотрим поподробнее, все многообразие современных преобразований в России, которое сводится к трем основным блокам: а) политический блок; б) экономический блок; в) социальный блок.
В наше время основным принципом российских преобразований в политике стал принцип демократизации всех сфер общественной и государственной жизни. Сложный и многообразный процесс демократизации совершался и продолжает совершаться в течение вот уже 18 лет (с 1985 г.), — этот период можно условно разделить на три этапа: стихийно — «перестроечный» (1985 — 1991); деструктивно — «младореформаторский» (1991— 1998); конструктивно — «реставрационный» (1999 — 2003).
1. Основные политические решения первого периода
. Стихийно — «перестроечный» период политического реформирования России (в составе СССР) характеризовался рядом существенных инноваций и трансформаций политического устройства СССР таких как: введение поста Президента СССР; отмена 6-ой статьи Конституции СССР о ведущей и направляющей роли КПСС; провозглашение свободы слова и печати; свобода общественных и политических собраний; разрешение проведения референдумов, плебисцитов, митингов и др. форм выражения волеизъявления населения.