Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР. Содержание и итоги реформ
С другой стороны, благодаря приватизации в стране появились первые собственники, люди с рыночным сознанием. Именно эти люди первыми стали осваивать новые либеральные ценности, которые ориентируются в основном на «узкофракционные интересы»[113]. Очевидно, что среди них должно было быть много молодежи, и значительно части первых собственников, было не более 30 лет. Как правило, это были люди с высшим образованием, — а значит, они непосредственно в ходе социальной практики вырабатывали новую систему ценностей, которая становилась предпочтительной для нового российского студенчества[114].
3. Третий этап начался с частичного пересмотра результатов приватизации и предотвращения власти олигархии. Уже потом был провозглашен принцип равноудаленности олигархов от власти (2000).
Экономические реформы 1998-2001 года с самого начала приобрели черты социальной направленности, и если перестроечный период реформирования можно определить как политический, а младореформаторский — как экономический, то реставрационные реформы являются социальными. С 1998 года реформы характеризуется повышенным вниманием к социально незащищенным слоям населения — пенсионерам, работникам бюджетной сферы, молодежи, студенчеству. Насущной задачей, поставленной перед правительством, стало приближение пенсии к прожиточному минимуму. Также до 13% был снижен подоходный налог[115]. Реставрационная составляющая этих реформ выражалась, прежде всего, в возрождении самого духа сильного государства, возвращения ему прежнего авторитета, укреплении «диктатуры закона» (В.В. Путин), в усилении механизмов государственной защиты социальных гарантий для малоимущих слоев населения.
в) Социальный план реформирования российского общества определяет смена идеологического диктата диктатом экономическим, — и если раньше идеологическое определяло экономическое, то сейчас экономическое бытие целиком определяет социальное сознание. Эти тенденции вызвали существенные трансформации как в коллективной психологии общества, так в психологии отдельных индивидов, за которыми стояли смена одной общественной парадигмы другой, а именно азиатской — европейской.
Понадобилось перестроить экономику страны радикально, чтобы понять, что рыночные отношения в чистом виде в России не вполне подходящие, что и сегодня в российском хозяйстве есть возможности нормального развития, но на своей исторической базе, возможно, общей экономической теории (исследующей экономическую подсистему как часть общественной системы), пришедшей в рамках евразийства к новому уровню интеграции.
Но, прежде всего, следует отметить, что проблемы России не являются только ее внутренними проблемами и возникли они не только по причине расхождения теории и практики советского общества. Они органически слиты с процессами, происходящими во всем мире. Они есть проявление общечеловеческого кризиса, обусловленного тотальным господством экономического детерминизма и группового эгоизма. К феноменам данного кризиса следует отнести истощение углеводородных ресурсов, вызванного колоссальным расходованием их в странах цивилизованного Запада, рост социальной напряженности в странах «третьего мира», обусловленного большой разностью экономических потенциалов и уровней жизни в странах «золотого миллиарда» и отсталыми странами, рост антиглобалистских настроений, мировые эпидемии (СПИД) и т.д[116].
Вследствие этого применяется насилие над теми сторонами общественной жизни, социальной системы в целом, которые не зависят от воли и желания людей и составляют ее объективную сторону. Именно таким волюнтаристским решением можно назвать ведение экономической системы России к рынку западного образца, в то время как она больше тяготеет к единству всех зарождавшихся когда-либо форм хозяйственной деятельности, основанных на многообразии форм собственности.
Россия, как страна, находящаяся между Европой и Азией, призвана соединить в себе на принципе равновесного состояния индивидуальное и коллективное, сознательное и стихийное, их образы жизни и хозяйствования. На такой основе она развивалась тысячелетия своей истории. Инструментом такого соединения должно стать сформировавшееся на протяжении всей истории «идеократическое государство»[117], которое в разные исторические периоды формировалось вокруг общественно значимой национальной идеи - сначала патриотизма, затем коммунизма. Сегодня такой целью российского государства может стать идея совершенствования и развития человека как существа разумного, способного объединить в рамках евразийства, являлось сторонами единого целого.