Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР. Содержание и итоги реформ
В новых условиях перед правительством были поставлены три задачи, «которые кратко формулировались как «китаизация» (бэньтухуа — букв.: «отуземливание»), «стандартизация» (гуйфаньхуа) и «интернационализация» (гоцзихуа)»[129].
Так называемая «китаизация» означает, прежде всего, обращение к собственной китайской проблематике и сосредоточение усилий на изучение особенностей перехода страны от плановой экономики к рыночной. Поскольку ход экономической реформы вызывает повышенный интерес на Западе, «китаизация» объекта исследование рассматривается как важная мера, позволяющая привлечь внимание зарубежной общественности к собственным разработкам. Необходимость «стандартизации» обусловлена тем, что полученные результаты должны быть восприняты за рубежом. Для этого требуется привести их в соответствие с международными стандартами и изложить на профессиональном языке современной теории. «Интернационализация» имеет целью «состыковку» (цзегуй) китайской экономики с мировой и вхождение китайских экономистов в международное научное сообщество.
Все эти меры были призваны повысить теоретический уровень ведущихся в КНР экономических преобразований и поднять авторитет китайской экономики[130].
б) 1. Первый этап (конец 70-х — начало 80-х годов) экономических реформ был связан c пересмотром теоретических представлений, господствовавших в китайской экономической мысли в дореформенный период. Главное внимание правительства было сосредоточено на критике «традиционной социалистической политэкономии» (так называемой «советской парадигмы»), которая оказалась неспособной объяснить новые явления хозяйственной практики современного Китая. Речь шла о дополнении марксизма с учетом новой экономической ситуации в стране. В ходе различных дискуссий предлагались различные пути пересмотра устоявшихся концепций: одни экономисты считали целесообразным «вернуться к Марксу», восстановив подлинное содержание его теории, в то время как другие — выступали за дополнение марксизма с учетом новой экономической ситуации в стране».[131] В целом и общем китайские экономисты не подвергали сомнению концептуальные основания китайской экономической науки, сформировавшиеся в дореформенный период, и продолжали пользоваться в своих исследованиях марксисткой методологией.
Характерная особенность второго этапа реформ (конец 80-х - начало 90-х) заключалась в том, что «под влиянием практики реформы, с одной стороны, и освоения зарубежной экономической мысли, с другой стороны, реформаторы предприняли попытку выйти за рамки устоявшихся теоретических представлений и обратились к поиску новой методологии экономической теории»[132]. В это время теоретическое обоснование реформ все чаще стало обращаться к «отличным от марксистской экономической теории исследовательским программам, с которыми китайская научная общественность познакомилась в 80–е годы. В хронологически небольшой период в Китае получили известность немарксистские теории — кейсианство, неоклассицизм, институционализм. В условиях бюджетного дефицита и нарастающих инфляционных тенденций в научных кругах активно обсуждался вопрос о возможности применения идей Дж. М. Кейса для анализа китайской ситуации[133].
В конце 80-х — начале – 90-х годов особой интерес китайских экономистов привлекли идеи институциональной экономической теории (Р. Кроуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт), которая представлялась ученым КНР более приспособленной к объяснению процессов, происходящих в переходной экономике современного Китая, чем неоклассицизм, а также в большей степени совместимой с китайской экономической традицией.
Характерной чертой экономического развития КНР в 1991-1995 гг. стало динамичное и стабильное расширение ее внешне экономических связей. Значительно возросли объемы внешней торговли и технико-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, увеличились масштабы привлечения иностранных инвестиций, укрепилась экспортная база страны и т.д. Китай все более активно интегрируется в мировое хозяйство. Выдающимся является показатель общего объема внешней торговли, которой в период с 1991 – 1995 гг. «увеличился со 115,4 млрд. долл. до 280,9 млрд. долл., то есть в 2,4 раза. Темпы роста внешнеторгового оборота в 1991 — 1995 гг. превышали темпы экономического развития КНР в целом, что обусловило увеличение доли внешнего торговли в ВВП страны с 31% в 1990 г. до 45% в 1995г»[134].