Английский и французский либерализм конца ХIХ в.
Милль считал, что в своих экономических и политических целях трудящиеся руководствуются классовым эгоизмом
. Онбыл нетерпим к идееосуществления справедливости на основе благотворительности или патернализма высших классов по отношению к низшим. Главную спору социализма Милль находил всознании, противопоставляемом классовому интересу.
Воспитание
превращалось в решающее средство распространения социалистических принципов. Онбыл убежден, что социалистическое обществотребует очень высокого уровня нравственности, доступного в тех условиях, лишь элите общества. Образованному, лишенному эгоизма меньшинству отводится особаяроль в политическом механизме.
Идеальная представительная системамогла бы основываться на равновесии двух основных классов (рабочих и хозяев) в парламенте, котороепревращало бы в решающий фактор позицию меньшинства, руководствующегося во всех распрях не интересами своего класса (как большинства), а разумом,справедливостью, общим благом.
Социализм
для Милля- далекий идеал. Ближайшую цель
он видел “в смягчении неравенства, во внедрении в законах и обычаяхчеловечества насколько это возможно, противоположной тенденции. Онне сторонник революционного насилия
. Признавая идеалом общество безклассов, основанное на сотрудничестве, он видел средства постепенного построения общества не в перераспределении имуществ, не в классовой борьбе, а вкооперации.
Последовательный и умеренный реформизм
Милля проявляется в его отношении к частной собственности. Рассматривая неограниченное накоплениебогатства как зло, Милль вместе с тем отмечал, что в большей степени возражения вызывает распределение собственности, чем ее размеры.
Очевидно влияние Бентама на отношение Милля к собственности. Вего шкале ценностей “справедливость”, “безопасность собственности” и“недопустимость обмана ожиданий”, т.е., иными словами, сохранение социальной стабильности в полном соответствии с бентамовскими принципами, ставятся вышеравенства.
Милль высказывался за ограничение права собственности
, не преображеннойсвоим трудом,т.е. получаемой в качестве дара или наследства. Право завещания
- часть права собственности, а право наследования- нет, его надлежит регулировать, исходя из принципов утилитаризма.
Для Милля характерна ориентация на конструирование “нравственных”, а стало быть (в его понимании) правильных моделей политико-юридического устройстваобщества
. Высшее проявление нравственности
, добродетели, по Миллю- идеальное благородство, находящее выражение в подвижничестве рядисчастья других, в самоотверженном служении обществу.
Индивидуальная свобода
в трактовке Милля означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только егосамого, она означает возможность человека быть в границах этой сферы господином над самим собой и действовать в ней по своему собственному разумению.
Вкачестве граней индивидуальной свободы
Милль выделяет, в частности, следующие моменты: свобода мысли и мнения,выражаемогововне; свобода действовать сообща с другими индивидами
; свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личнойсудьбы
.
Все эти и родственные им свободы абсолютно необходимые условия для развития, самоосуществления индивида и вместе с тем заслон от всяких посягательств извнена автономию личности.
Угроза такой автономии исходит, по Миллю, не от одних только институтов государства, не “только от правительственной тирании, но и от тираниигосподствующего в обществе мнения”, взглядов большинства. Духовно-нравственный деспотизм
, нередко практикуемый большинством общества, может оставлять посвоей жестокости далеко позади “даже то, что мы находим в политических идеалах самых дисциплинаторов из числа древних философов”.
Изсказанного выше вовсе не вытекает будто ни государство, ни общественное мнение в принципе неправомочны осуществлять легальноеисследование, моральное принуждение.
Свобода индивида
, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее по Миллю, обстоятельство ставитгосударство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации)человеческое общежитие.