Английский и французский либерализм конца ХIХ в.
Иеремия Бентам (1748—1832 гг.)—связующее звено между XVIII и XIX столетиями, один изпоследних представителей эпохи просвещения. Впоследней трети XVIIIв. в Англии возобладало убеждение, что поступками индивида какчастного собственника движут спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы.Вразвитии такого рода представлений заметный вклад внес Бентам. Онявился родоначальником теории утилитаризма
, вобравшей всебя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIIIв. (Гельвеция, Гольбаха). Необходимо указать основныепостулаты
, лежащие в ее основе:
1.Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.
2.Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи—самый значимый критерий оценки всех явлений.
3.Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья(добра) для наибольшего количествалюдей.
4.Максимализация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цепьразвития человечества.
Они служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства ит.д.
Его политико-юридические взгляды
изложены в “Принципах законодательства”, во “Фрагменте оправительстве”, в “Руководящих началах, конституционного кодекса для всех государств”, “Деонтология или наука о морали”идр.
Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIXв. не без основания. Ноу бентамовскоголиберализма
не совсем обычное лицо. Ядро либерализма
- положение о свободах индивида, исконно присущих ему, об автономном пространстведеятельности, самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями.
Бентам же предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека, в фокусе его внимания интересы и безопасность личности
.Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь.
Что касается категории “свобода
”, то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения. Для него нет принципиальнойразницы между свободой и своеволием. Свобода и права личности
были для Бентама истинным воплощением зла, потому он не признавал и отвергал их, какотвергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием.
Так, согласно его воззрениям, Французская Декларация Прав Человека и Гражданина—“метафизическое произведение”, частикоторого возможно разделить на три класса
:
а) невразумительные; б)ложные; в) одновременно невразумительные и ложные.
Бентам также отрицал идею различения права и закона
, что имеет под собой скорее прагматически-политическую, чемтеоретическую причину. Тех, кто различал закон и право, он упрекает в том, что они таким образом придают праву противозаконный смысл.
Отрицательный настрой Бентама в отношении школы естественного права
выразилось также в том, что общество и государствовозникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора.
Ввопросах организации государственной власти
Бентам стоял на демократических позициях.
Оносуждал монархию
и наследственную аристократию
, являясь сторонником республиканского устройства государства,в котором три основные ветви власти
(законодательная, исполнительная и судебная) должны быть разделены. Однако он стоит за их кооперацию,взаимодействие. Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы иупразднения палаты лордов.
Бентам посвятил себя интеллектуальному обеспечению парламентской реформы. Проблемы конституционного права
в XIXв.находились в центре его внимания, что логически подвело его к написанию “конституционного кодекса”.
Целью правительства
в любом государстве, по Бентаму, должно быть наибольшеесчастье всех его подданных или, другими словами, наибольшее счастье наибольшего числа людей.
Конституционное право
призвано превратить правительство в опекуна подданных,действующего в их, а не в собственных интересах. Учредительная власть