Английский и французский либерализм конца ХIХ в.
”. Этот органсостоял из “обычных” и “избранных” или “ученых” присяжных, но не выносил приговора, а лишь давал рекомендации судье, необязательные для последнего, заисключением случаев, когда предлагалось обращение в высшую судебную инстанцию.
Таким образом, “конституционный кодекс
” Бентама представляет собой весьма внушительный проект демократической конституции, основанной насвободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации, влиянии общественного мнения.
Бентам наделил государство многими социальными полномочиями
, отсутствовавшими или только начинавшими складываться в Англии в первой третиXIXв. (помощь бедным, забота о воспитании и образовании низших слоев общества, развитие науки, контроль за торговлей и промышленностью).
Для Бентама характерен последовательный юридический позитивизм
.Право
- это воля суверена. Видеальной форме оно должно быть тождественно закону. Индивидуальное (субъективное) право
- детищезакона, теория естественного права представляет собой анархический софизм, ибо ведет к сопротивлению действующего законодательству, провозглашая нравственнуюоценку закона в качестве критерия его действительности. Между тем, нравственная оценка доступна каждому лицу, а действительность закона признается публично.Наэтом основании Бентам отрицает принцип общего права
.
Квалифицирующий признак права
- санкция. Подлинным установлением права
может признаваться только такое правило, котороепредусматривает наказание в случае его нарушения или поощрение в качестве вспомогательной меры. Бентам воспринимал законодательствоне только какопределенную систему правил, но и как мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом как политику, стратегию, что совершенно естественно приреформаторской, а во многих случаях и ниспровергательной (по отношению ко многим британским традициям) направленности его мыслей. Закон
долженбыть общедоступен и отличаться ясностью и простотой изложения. Связывая право всецело с волей суверена
, Бентам не признавал иерархии норм
.
Вывод
: Другими словами, можно сказать, что позитивизм Бентама был существенным шагом вперед, попыткой внедрения в область права научныхпринципов. Бентам вошел в историю политической и правовой мысли как основатель школы утилитаризма, оказавшей большое влияние не только на Англию, но и надругие страны Европы и Латинской Америки, где чрезвычайно актуальна была задача борьбы с пережитками феодализма. Бентамовское соотнесение законодательства ссоциальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Сдругой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношенииестественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.
Одним из классиков либерализма является Джон Стюарт Милль(1806- 1873 гг.). Его взгляды на государство, право и закон изложены в таких трудах, как: “Освободе”,“Представительное правление”, “Основы политической экономии”.
Начав свою научно-литературную деятельность в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отходит от него. Его, например, неустраивала теория нравственности
, определяющая поведение исключительно калькуляцией последствий с точки зрения эгоистических интересов и желаний.
Расчетливому гедонизму
, представлявшему собой распространение принципов торговли на сферу политики и морали, он противопоставлял “подлинноеучение утилитаризма”. Нравственное чувствопредставлялось Миллю бескорыстным, независимым от ожидаемых последствий поступка, порожденнымобщественной природой человека индивидуальным. Основу его составляет естественное 'желание единения с нашими ближними, поэтому не только личныйинтерес, но и “чувство симпатии” побуждает нас стремиться к общему благу.
Милль пришел к выводу, что нельзя всю нравственностьбазировать целиком на постулате личной экономической выгоды индивида и на верев то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех.
Поего мнению, принцип достижения личного счастья
может “срабатывать”, если он неразрывно связан с другим руководящим принципом: идеейнеобходимости согласования интересов, притом согласования не только интересов отдельных индивидов, но также интересов социальных.