Английский и французский либерализм конца ХIХ в.
Нижняя палата
- представляет общественное мнение, обладает правом законодательной инициативы наравне с министерством и королем.
Онвозражает против принципа ответственности министров перед большинством в нижней палате
. Констан полагает, что вполне достаточноюридической ответственности конкретных министров, уличенных в злоупотреблении властью или ином преступлении.
Судом
для членов правительства служит палата пэров.
Констан выступает за прямые выборы, но против всеобщих
. Относительно высокий имущественный ценз оправдан по двум причинам. Во-первых,для того чтобы человек мог делать вполне оправданный выбор, ему необходимо определенное образование, доступное лишь людям с достаточно высоким уровнемдоходов. Во-вторых, избирателями из малоимущих слоев населения нетрудно манипулировать в ходе выборов.
Дополняя свою 5-ти звенную схему, Констан упоминает еще об одном виде власти-о власти “муниципальной”.
Оннастаивал на невмешательстве центра в дела местного управления. Идея децентрализации
-составная органическая часть констановской либеральной концепции,т.к. индивиду необходимо предоставить право самому заботиться о своих экономическихи социальных интересах.
Центральное правительство
, заинтересованное в процветании своего народа, должно следовать принципу “федерализма”
(т.е.хозяйственной и административной децентрализации).
Помнению Констана, современное государство должно быть по форме конституционной монархией
. Предпочтение конституционно-монархическомуустройству отдается неслучайно. Влице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, “нейтральную власть”.
Наряду с институтами государственной власти, контролируемыми обществом и общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальнойсвободы должно также выступать право
. Это непоколебимая позиция Констана. Право
противостоит произволу во всех его ипостасях. Правовые формы
суть “ангелы-хранители человеческого общества”, единственно возможная основаотношений между людьми. Фундаментальное значение права
, как способа бытия социальности, превращает соблюдение права в центральную задачудеятельности политических институтов.
Политическая концепция Алексиса де Токвилль
(1805 – 1859 гг.) сложилась в изрядной степени под влиянием идей Констана. Предмет егонаибольшего интереса составили теоретические и практические аспекты демократии
, в котором он усматривал самое знаменательное явление эпохи.
Демократия
для него - это установление формально-правового равенства, связанное с изживанием всех форм политического патенализма. Демократический(или эгалитарный) процесс
разрушает традиционную иерархию, порождает в то же время новые формы властеотношений, не отягощенные грузом сословныхпредрассудков.
Вообще, следует сказать, что демократию он трактует широко. Она для него олицетворяет такой общественный строй, который противоположен феодальному и незнает границ (сословных или предписываемых обычаями) между высшими и низшими классами общества. Ноэто также и политическая форма, воплощающая данныйобщественный строй. “Сердцевина демократии
- принцип равенства, неумолимо торжествующий в истории”.
Согласно Токвиллю, приход демократии на смену аристократии
- это не только замена одного способа правления другим. Это смена фазобщественно-политического развития. Здесь ключевой вопрос для Токвилля заключается в следующем: несет ли с собой новый строй больше свободы, большевозможностей для раскрытия духовного и интеллектуального потенциала личности.
При каких же условиях возникает “демократическая тирания
”? Таким фактором является административная централизация. Возможностьгипертрофированного усиления центральной власти Токвилль связывает с конкретными историческими условиями: характером демократической революции, остротойклассовой борьбы, поляризацией политических сил, революционными традициями масс ит.д.
Токвилль различает два вида централизации
: правительственную и административную
. Ничего не имеет против сильной центральной власти,устанавливающей общие законы для всего государства, правительственная централизация есть необходимое условие нормального развития общества.