Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР
Ценностные конфликты своим появлением обязаны развитию производительных общественных сил, вычленению на этой основе экономической деятельности в составе жизнедеятельности как таковой, а экономического субъекта в пространстве прочих субъектов деятельностной активности и, следовательно, он связан с появлением особых ценностных миров, с усложнением и специализацией этих миров по мере усложнения и специализации их деятельностного основания»[154], а также новых видов деятельности со своими ценностными ориентациями.
К числу важнейших специфических особенностей модернизационных процессов в Китае
относится и то, что китайскому руководству удалось в максимальной степени использовать «китайские традиции и ценности в сфере экономики, и прежде всего, традиции и ценности конфуцианства: усердие, бережливость, осторожность, смирение с бедностью, традиционный приоритет земледелия перед прочими видами хозяйственной деятельности, примат справедливости над выгодой, культ семьи, высокая рациональность, самодисциплина и др.»[155]. В то же время китайские реформы ни в коем случае не должны выводиться за скобки общемирового процесса рыночной трансформации. Они его важная, неотъемлемая часть[156].
Устроенность реформы в «общий контекст социально-экономического развития, постоянное внимание к созданию и поддержанию благоприятствующей реформе макроэкономической и социальной среды, неизменная ориентация на реальную отдачу реформы для подавляющего большинства населения, естественный, по мере вызревания условий характер расширения ареала действия рыночных принципов — таков суммированный позитивный капитал феномена реформ.[157]
Таким образом, важнейшими факторами, оказывающими влияние на ценностные ориентации и в России, и в Китае являются изменения с введением рыночной экономики, несущей с собой принципы материальной заинтересованности, экономической самостоятельности, социальной независимости.
Духовные факторы
. Согласно теории Дэн Сяопина экономические и политические реформы в процессе построения социализма с китайской спецификой «неразрывно связаны со строительством социалистической духовной цивилизации и социалистической духовой культурой».[158] Духовные факторы, имея универсальный характер для всех слоев населения, являются самыми сильными факторами влияния на динамику ценностных ориентаций.
Как уже отмечалось выше, в Китае происходит переход от социализма патриархально-феодального типа, основанного на иерархичности «отцовского общества» к обществу конституционно-легистского равноправия между «отцовской» властью и «сыновним» обществом. Таким образом, налицо взаимодополнение вертикальной иерархичности власти и горизонтально-линейных связей общества. Это взаимодополнение является выражением глубиннейшей для китайского духа диалектики даосизма и конфуцианства. Рассмотрим два основных принципа древнейших религиозно- философского учения даосизма и социально-философского учения конфуцианства.
Даосизм позиционирует человека как схему вертикально — иерархической связи по оси земная личность — небесное божество. При таком типе социальной реляции теряют значение горизонтально — линейные связи между членами общины, коммуны, общества. Напротив, конфуцианство — теоретическая схема, которая учреждает человека как продукт социальных отношений, по которой человек осуществляется в интерсубъективном акте признания со стороны сообщества, то есть он человек возникает как продукт интерактивной символизации. Более того, он не способен существовать как человек вне коммуникативной символизации.