П.А. Сорокин – крупный социолог XX века
Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульптурасредневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках.
Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённыйСорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век.
Динамика открытий и изобретений
Периоды: Общее число Общее число Общее Итоговая науч.откр. техн. изобр. число сумма геогр. откр. 1791-1800 149 113 7 269 1801-1810 228 128 6 362 1811-1820 286 157 13 456 1821-1830 388 227 16 631 1831-1840 441 313 9 763 1841-1850 534 356 9 899 1851-1860 584 423 13 1020 1861-1870 553 424 15 992 1871-1880 635 490 17 1142 1881-1890 663 477 13 1153 1891-1900 625 482 2 1109 1901-1910 552 309 1 862 |
Этические идеалы и юридические нормы также в обобщенном виде создают идеациональную,идеалистическую и чувственную систему этики и права. В идеациональном умонастроении (иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, зороастризм, ислам и др.) высшейэтической ценностью признаётся сверхчувственный мир Бога илиАбсолюта. Чувственный мир малозначен и второстепенен. В буддизме, например, всечувственные ценности (богатство, золото, удовольствие, власть) не признаются на уровне заповедей. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются всвященных текстах. К чувственным удовольствиям все идеациональные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достиженияпотустороннего.
Чувственные же этические нормы (высшая цель - наслаждение, делай всё, что пожелаешь, человек человекуволк) приближены к земным удовольствиям, так как ориентированы на получение наслаждения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональныхкультурах счастье - в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство.
Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признаниеАбсолюта как высшей ценности, и положительную оценку чувственных ценностей.
В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV векаона постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации.
Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системедается Абсолютом (Яхве, Буддой, Аллахом), их мудрость не оспорима. “Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридическиедела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, расписываются домельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо,пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важномрелигиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще.”
В чувственной культуре правовая система создаётся человеком и направлена большей частью на подчинениеодной группы людей другой. В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становитсяперевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон,либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс, - “не теократическое, асветское, основанное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей. Так как для легальности авторитетаправа не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти.”