П.А. Сорокин – крупный социолог XX века
1. Вертикальном – движения вверх и вниз
2. 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне
В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской исельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагаетСорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии исмежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избираютпредседателем Американской социологической ассоциации.
11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становитсясимволом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.Спенсером, М. Вебером.
Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.
1) В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззренийСорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира;умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины:чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.
Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определённый тип культуры. Существует, по мнениюСорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено насверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейскогосредневековья, Питирима Сорокин писал: “Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительноносила религиозный характер . Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокругтой же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой толькодальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в её духовных и светских сферах была преимущественно теократическойи базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономикиконтролировалась религией . Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчёркивали своё единство с Богом, как единственную и высшую цель, атакже своё отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям.” Подобные ценностные ориентации мы находим вкультуре Брахманской Индии, лаоистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII - VI вв. до н.э
Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы,эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл её сенсорны “провозглашается нашейсовременной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической иполитической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей”.