П.А. Сорокин – крупный социолог XX века
Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательнуюсмену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единогоцикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр,искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; политическиеконфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; мировоззрение; формы свободы; государственное управление).Причём, в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональнуюстадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорногопереживания.
На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические,познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качествекультурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве,формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных нормстановятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своихдействий.
Характерно, что каждой из выше охарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следуетотметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессовкультуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальноймоделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.
Таким образом, П. Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления ифункционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П. Сорокин вносит огромный вклад в развитиемировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”, Россия может по праву гордится им.
Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как результат механической эволюции природно-биологическихотношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм, символов».Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп,определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась Сорокиным вследующем виде:
I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:
1.«внешние» организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)
2.толпа, группы незнакомых людей
3.человечество в целом.
II. Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:
А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.
Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,7)политическая, 8)элиты.