П.А. Сорокин – крупный социолог XX века
Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемыхпредметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могутпослужить эпоха античности и Возрождения).
И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.
В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии сопределенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасныеарабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущениялежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частичнореалистическими.
В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется черезоткровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем оестественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа нестремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Яркимпримером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX - XII вв., где господствующее место в сознании занималарелигия, пронизывая все формы жизнедеятельности.
Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственномопыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурныйтип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опытвыступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое иестественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.
Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либоидеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип),либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.
2) Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутсясилами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном ичувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либочерез эклектичный (переходные) типы.
Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах(системах “низкого уровня”). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует “ядро” и“периферия”. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейскогосредневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, аединым целым.
Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, поего мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формированияиного культурного типа.