Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества
После трансформации старой системы с неизбежностью проявилась тенденция признания индивидуальных ценностей. В новых исторических условиях важнейшим вопросом становится соотношение и непротиворечивое сосуществование индивидуальных и коллективных ценностей.
Изменение этических ориентаций связано также с учреждением профессиональной оппозиции информационного и индустриального, которая является конститутивной для всего мирового общества в последнее время, когда парадигма общественного развития меняется с индустриальной на информационную. В Китае на современном этапе возникает примат постиндустриального и информационного над индустриальным.
Динамика этических ценностных ориентаций студенчества Китая [223]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) |
1990 |
1995 |
2000 |
Духовность |
20,8 |
14,7 |
5,9 |
Утилитаризм |
76,8 |
83,2 |
87,9 |
Индивидуализм |
14,6 |
18,0 |
21,8 |
Коллективизм |
78,6 |
77,4 |
69,5 |
В результате проведенного анализа в качестве результатов можно сделать следующие выводы. Сравнительный анализ динамик ценностных ориентаций, выявил следующие сходства и различия:
1.Ценность доминирования государства и оптимальность его устройства в сфере макрополитических ценностей китайского студенчества неуклонно возрастает. Это вызывается двумя обстоятельствами: во-первых, беспрецедентным успехом экономических реформ, выразившегося в феномене «китайского экономического чуда», а, во-вторых, значительным возрастанием международного авторитета Китая, входящего в «десятку» самых богатых стран глобализирующегося мира. Все сказывается на постоянном росте патриотизма, государственности, основанной на принципах просвещенного авторитаризма.
В сфере макрополитических ориентаций у студенчества России после значительного снижения значения государства во внутриполитической жизни, вызванного явной пробуксовкой реформ и попустительством властей по отношению к падению уровня жизни, в последнее время наблюдается тенденция усиления патриотизма, государственности, симпатий к «президентскому режиму» либерального типа. С другой стороны эта тенденция усиливается нарастающим возвращением былого величия России в статусе сверхдержавы, входящей в «восьмерку» ведущих держав мира и имеющей авторитет на внешнеполитической арене, идеологически основываемого на принципе геополитического равновесия между Востоком и Западом, что особенно значимо состоянии нарастающей глобализации мира.
Таким образом, если для российского студенчества большое значение имеет политическая мощь России, то для китайского студенчества больше значим факт экономического могущества Китая.
2. Если в микрополитической сфере на распределении ценностных ориентаций у российского студенчества сказывается его дифференцированность, вследствие чего традиционно политически активное гуманитарное и университетское студенчество уравновешивается политически индифферентным студенчеством технических вузов, то более однородное в своем идеологическом составе студенчество Китая представлено политически лояльным большинством. В среде российских студентов повышается количество граждански активных студентов, принимающих участие в выборах, участвующих в различных митингах и социальных акциях, состоящих в политических и общественных организациях.