Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества
Китайское студенчество принимает активное участие в деятельности демократических партий и упрочении демократических традиции в стране, что не может не сказываться на формирование его микрополитических ориентаций.
Динамика микрополитических ценностных ориентаций студенчества Китая [220]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) |
1990 |
1995 |
2000 |
Стремление к власти |
15,8 |
17,7 |
16,4 |
Отсутствие властолюбия |
65,8 |
75,2 |
82,0 |
Гражданская активность |
25,6 |
26,8 |
14,8 |
Гражданская пассивность |
56,1 |
61,0 |
75,0 |
3. Динамика макроэкономических ценностных ориентаций
китайского студенчества связана с ростом экономического благосостояния Китая, который обусловлен как ростом производительности, так и выходом Китая на международной рынок товаров и услуг. Поэтому все лучшее, что случилось в экономике Китая за последние десятилетия, проистекает вследствие экономической интеграции Китая в мировую экономическую систему, чья ценность не может не быть более значимой.
Динамика макроэкономических ценностных ориентаций студенчества Китая [221]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) |
1990 |
1995 |
2000 |
Рыночная экономика |
78,9 |
72,6 |
66,6 |
Плановая экономика |
23,6 |
21,4 |
12,8 |
Частный сектор |
78,9 |
55,9 |
52,1 |
Государственный сектор |
34,8 |
37,8 |
38,6 |
4. Микроэкономические ориентациикитайского студенчества меняются в соответствии с изменениями социальной ориентации общества в сторону предпринимательской деятельности, которое включает снятие ограничений на рост личных доходов, признание законным получения предпринимательского «нетрудового» дохода, что способствует улучшению материального положения значительной части населения Китая, занятого в индивидуальном и частном секторе экономики.
Экономический аспект во времени проходит следующие изменения. Молодежь 50-х гг. о деньгах практически не говорит, их основная забота – развитие Родины и улучшение своей жизни она связывает с процветанием страны. В 60-х – начале 70-х гг. деньги, хотя еще не выходят на первый план, но, не смотря на то, что деньги воспринимаются как корень зла, они начинают занимать более весомое место в целях молодых, главная забота которых – "продолжение революции". После 80-х гг. деньги принимают форму одной из целей и занимают весомое место в умах молодежи. В 1983 г. один из аспирантов факультета экономики Северо-западного Университета официально в газетной публикации признает их значение. С этого времени, сначала не очень открыто, потом – более открыто и впоследствии – прямо стали их делать предметом обсуждения. К 90-м гг. выбор денег в качестве цели признается разумным аргументом. Богатство начинают связывать с благородством. В жизни молодого человека деньги приобретают следующее значение: они становятся целью жизни и борьбы личности; символом высоты социальных высоты социального положения в обществе; оценкой и стандартом личного успеха и достижений; становятся индивидуалистической ценностью в жизни; инструментом для достижения иных целей; воспринимаются как способ выживания и вызывают стойкую от себя зависимость; деньги становятся источником счастья и потому предметом поклонения; деньги как ценность начинают занимать одно из лидирующих положений.