Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества
5. В сфере этических ценностных ориентаций
российского студенчества происходит рост прагматизма и гедонистических устремлений, с одной стороны, а, с другой стороны, идет падение альтруистических настроений, возрастает индивидуализма.
Дело в том, что идеология рыночных механизмов хозяйствования диктует свою этику — этику индивидуализма и личной ответственности, которой динамичные события последних лет требуют от каждого молодого человека. В «модели личного развития» российских юношей и девушек наиболее значимыми компонентами личностного роста, самореализации и удовлетворения всех потребностей, совершенствующих человека, являются нравственные и профессиональные качества.
Высокий уровень профессионализма можно считать эталонной интернациональной характеристикой, так как он максимально оценивается во всем мире, вследствие унификации этических принципов.
Место современного человека в общественно-политической, нравственно-культурной и других сферах «во многом определяется уровнем его профессионализма и нравственности. Среди личностных факторов самореализации современных молодых людей в формировании их жизненной позиции, умонастроения практически всегда представлены и доминируют два вида — профессиональный и нравственный, оптимально – стимулирующие образцы проведения. Значимыми мотиваторами индивидуального успеха и роста молодых людей, как показывают результаты исследования, является устойчивая профессиональная направленность и профессиональные достижения. Поэтому профессионализм вполне можно характеризовать как высокий класс личных достижений в конкретном виде профессиональной деятельности»[213]. Таким образом, индивидуализация сознания способствует более полной идентификации личных способностей и умений, в том числе и профессиональных.
К общим стилевым качествам и свойствам профессионализма относятся: уверенность в себе, трудолюбие, профессиональная мобильность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, надежность, инициативность, оригинальность, четкость, порядочность, и другие.
Динамика этических ценностных ориентаций студенчества России [214]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) |
1990 |
1995 |
2000 |
Духовность |
20,8 |
14,7 |
5,9 |
Утилитаризм |
76,8 |
83,2 |
87,9 |
Индивидуализм |
56,8 |
56,8 |
56,8 |
Коллективизм |
56,8 |
56,8 |
56,8 |
Результаты исследования наглядно свидетельствуют о том, что базовые духовные ценности современной российской молодежи, связанные с российским социокультурным архетипом (коллективизм, приоритет духовного над материальным и т.п.),в общем и целом не изменилось, они лишь оказались невостребованными в условиях личностной и социальной дезориентации. Это привело к их вытеснению на периферию сферы общественного и индивидуального сознания.
Вместе с тем ценности индивидуализма и эгоизма оказались восприняты достаточно поверхностно, хотя и наслоились в виде внешне оболочки. Есть все основания полагать, что в случае общего преодоления кризисного состояния российского социума базовые архетипические ценности могут быть легко восстановлены.
Динамика ценностных ориентаций китайского студенчества
имеет свою специфику. Дело в том, в отличие от вестернизаторской модели развития, модернизация в Китае опирается на определенные традиции общества, сохранение собственной системы ценностных ориентаций, учитывает объективные условия страны и, прежде всего, такой фактор, как наличие огромной численности населения.