Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества
Одновременно происходит повышение значимости для молодежи возможности выбора проводить время в соответствии со своими желаниями. И в этом случае молодой человек, не обладающий достаточным количеством денег для удовлетворения своих желаний, приобретает сильный стимул для их получения. И в этот период фраза "меня не интересуют деньги" в большинстве случаев расценивается как ложь и лицемерие; или человек рассматривается как несовременный. Исследования стиля жизни молодежи, начиная с 70-х гг. и в более поздние периоды, позволили обнаружить следующую тенденцию. В конце 70-х гг. городская молодежь только начинает осознавать связь возможности удовлетворения потребностей с деньгами. В 80-е гг. эта связь становится более отчетливой и в сознании повышается ценность денег в среде городской молодежи, но еще более – у сельской и начинает вытеснять такие ценности предыдущих лет, как уважение, дружба. У университетского студенчества деньги также становятся немаловажным фактором, но ситуации поклонения им не возникает, поскольку они ставятся ниже ценности карьеры и знания. В конце 80-е гг. значение денег резко возрастает, но большее внимание обращается на социальные ценности. Основная причина – стремление к повышению жизненного уровня через открывшиеся реформами возможности. К 90-м гг. роль денег становится важнейшей и они становятся целью всех слоев общества.
В последнее время все более усиливается влияние денежного фактора. Воздействие данного фактора, по мнению Юнь Дзань Чена, наиболее сказывается в среде молодежи, имеющей высшее образование и проживающей в городах (по сравнению с лицами, имеющими среднее образование и деревенской молодежью), поскольку имеют место представления, что более высокий образовательный уровень дает возможность бóльших заработков. Таким образом, деньги в числе ценностей начинают выдвигаться на первый план, а образование рассматривается как одна из возможностей их получения. В процессе становления денег как ведущей ценности, прослеживается два пика: в 80-е и 90-е годы. Динамика микроэкономических ценностных ориентаций
студенчества Китая [222]
1990 |
1995 |
2000 | |
Аскетизм |
75,9 |
76,6 |
66,6 |
Гедонизм |
24,6 |
24,8 |
28,8 |
Предприимчивость |
58,9 |
65,9 |
67,1 |
Экономическая безынициативность |
34,8 |
37,8 |
38,6 |
5. В сфере этических ценностных ориентаций
китайского студенчества имеет место возвращение к глубокой традиции внутриэтнической солидарности.
Ценности коллективизма традиционны для Китая, они актуальны и сегодня. Общество и государство их не только защищают, но и продолжают основывать на них политическое воспитание молодежи. Однако с начала 90-х гг., как результат реформы и перехода к открытой политике и рыночной экономике, эта традиционная ценностная ориентация получает серьезный вызов со стороны социальной реальности. Молодежь при выборе жизненных ценностей все чаще обращает внимание на личный интерес. Молодые люди оценивают возможности самореализации, проявления инициативы и творчества.
Молодежь все чаще рассматривает как более важную идею личного интереса. Речь идет о том, что идея коллективистских ценностей нуждается в пересмотре, что весьма проблематично, поскольку она имеет глубокие исторические корни. Однако коллективизм в плановой экономике имел два отрицательных момента. Во-первых, происходило стирание индивидуальных различий, что выражалось в потере индивидуальной манеры мышления, характера труда, росте инерции мышления, недостатке независимых идей, слепом поклонении лидеру. Во-вторых, использовался так называемый "двойной стандарт", причиной которого являлась необходимость того, что общественный интерес становился главным, но одновременное существовал и объективный личный интерес, который приходилось скрывать. Но молодежь все более осознает собственную экономическую автономию, открывает для себя возможность индивидуального будущего в виде выгоды, а коллективная этика рассматривает эти понятия как «эгоистичные», и с ними следует бороться. Это и порождало "двойной стандарт", — когда внешнее принуждение обуславливает необходимость соблюдения определенных формальностей.