Современное состояние взаимодействия органов государственной социальной защиты населения и благотворительности
Орденом «Меценат» награжден предприниматель из г. Шадринска Н.Л. Туев, известный в городе не только как опытный производственник-организатор, но и как бывший спортсмен, постоянный спонсор различных соревнований, основатель и строитель православного храма на территории геронтологического центра «Спутник». Директор ООО «Агат» А.А. Базыльников утверждает, что «благотворительность – это то, что на века, строительство церквей или больниц, а мы просто материально помогаем тем, кто испытывает крайнюю необходимость». Например, Шадринскому родильному дому, детской больнице, спортивной и музыкальной школе и т.д.
Предновогодний благотворительный бал 2008 г., организованный Курганским областным благотворительным фондом «Мама» назвал самых активных благотворителей года. В номинации «За благие дела» были отмечены: рекламная группа «Курьер» (председатель совета директоров А.В. Дудич) и ОАО «Курганприбор-А» (председатель совета директоров С.Н. Муратов). В номинации «За верность традиции» победили заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации С.Ф. Лисовский; депутат Областной Думы М.Н. Гурко и директор ОАО «Славянка» О.С. Дурасова. В номинации «Голос сердца» отмечены М.А. Калугина – управляющая Курганским региональным отделением Фонда социального страхования РФ; генеральный директор ТК «Эверест-5» Н.Т. Нифтуллаев; генеральный директор ОАО «Курганэнерго» О.С. Шевченко, полиграфическое предприятие «Зауралье» (директор В.Т. Грановская). В номинации «Благотворитель года» лучшим признано ООО «Метрополис» (директор В.И. Славин). В номинации «Вечные ценности» были отмечены ООО «ДомСтройМонтаж» (генеральный директор В.А. Воробейчик) и ООО «Торговая фирма «Ежевика» (директор В.А. Семенов).
На благотворительном балу 13 января 2010 г. знак отличия «За благое дело» получили Л.А. Воробейчик – заместитель генерального директора компании «Домстрой», А.К. Змановский – управляющий филиалом Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ» в г. Кургане, В.Г. Пшеничников – исполнительный директор Открытого акционерного общества «Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез», И.А. Смолин – генеральный директор Областного государственного унитарного предприятия «Дети Плюс, объединение санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия».
Приведенные примеры подтверждают вывод о том, что формы оказания благотворительности сегодня гораздо разнообразнее, чем в XIX начале XX вв. Кроме кружечных сборов, пожертвований и лотерей появились различные по темам благотворительные акции, марафоны, конкурсы, поезда, фестивали и т.п. Возможностей оказаться полезным у населения области гораздо больше, чем в дореволюционной России. Но используется эта возможность не всегда плодотворно. Характерной чертой современной благотворительности является ее «точечный» и корпоративный характер. Чаще всего благотворительностью занимаются предприятия, фирмы, компании, а не личности. И предпочитают участие в разовых мероприятиях, не ощущая необходимости возложить на себя ответственность за возрождение системы призрения, которая сложилась в России к концу XIX в. в виде благотворительных обществ, попечительства о бедных, специальных общественных комитетов. Многие современные предприниматели, оказывая финансовую помощь, просят не афишировать их действия не из скромности, а из боязни увеличения количества просителей. Часто причиной отказа в благотворительной акции является уверенность в том, что средства пойдут на удовлетворение чьих-то личных нужд и не дойдут до адресата. И такое положение дел характерно не только для Курганской области.
Информационным центром «Благотворительность в Челябинске» 08 апреля 2008 г. проведена конференция «Социально ответственный бизнес. Методы взаимодействия коммерческих структур, общественных организаций и социальных учреждений». По словам руководителя регионального фонда «Рука помощи» Н. Щура, меценатство давно ушло, его сменило спонсорство, когда коммерческие структуры готовы выделять пожертвования при условии, что это благое деяние будет «пропиарено». В большинстве случаев бизнес глух к проводимым проектам [25].
В опросе населения, проведенном фондом «Общественное мнение» и опубликованном в ежегодном отчете Общественной палаты РФ за 2008 г., 36% граждан заявили, что им не известны какие-либо общественные организации федерального или местного уровня. Наиболее известными (их назвали по 28-35% опрошенных) оказались профсоюзы, организации ветеранов и инвалидов, садовые и дачные товарищества, общества защиты прав потребителей и объединения жильцов: жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы и т.п. Религиозные общины, благотворительные, экологические и правозащитные организации назвали по 15-17%, а женские организации, творческие союзы и профессиональные ассоциации – менее чем по 10%.