Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения
Учитывая современные условия формирования федеративных отношений, все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорных детей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, на федеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетных направлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающих решение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуется управление и функционирование системы социальной защиты населения, включающей меры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. На муниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи и детей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работу с семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другие мероприятия.
В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации: 1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов; 3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего; 4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.
Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решают как минимум две задачи: 1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний; 2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.
На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.