• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений социальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось в различных сферах – медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаёт многообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержания профилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций она объединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, и обеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровнях профилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур, предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; систему отношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственного личностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказание помощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Наиболее разработаны концепции педагогической профилактики девиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровне вторичной и третичной профилактики она предполагает возникновение индивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка к нормам социального воспитания, образования и развития.

Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являются частными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводит в качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие «социально опасное положение» - «ситуация, объективно ухудшающая положение и качество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» и которая становится источником безнадзорности и правонарушения.

Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с законом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической профилактики.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.