Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений социальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось в различных сферах – медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаёт многообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержания профилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций она объединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, и обеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровнях профилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур, предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; систему отношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственного личностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказание помощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Наиболее разработаны концепции педагогической профилактики девиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровне вторичной и третичной профилактики она предполагает возникновение индивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка к нормам социального воспитания, образования и развития.
Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являются частными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводит в качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие «социально опасное положение» - «ситуация, объективно ухудшающая положение и качество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» и которая становится источником безнадзорности и правонарушения.
Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с законом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической профилактики.
При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.