Анализ социального обслуживания пожилых граждан г. Белогорска
Как было показано в теоретическом анализе литературы одной из характерных особенностей периода пожилого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных граждан является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживанием, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены.
Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других граждан, что вызывает у многих пожилых граждан чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования. Становится очевидным возникающая зависимость пожилого человека от помощи других. С появлением различных заболеваний эта зависимость только усугубляется, и в некоторых ситуациях пожилые граждане оказываются практически полностью зависимыми от учреждений социального обслуживания.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Основываясь на этом определении и принимая во внимание выявленные недостатки в организации социального обслуживания пожилых граждан в г.Белогорске проведем исследование социального обслуживания пожилых граждан с учетом их потребностей, что позволит нам выявить проблемы пожилых граждан и разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.
Оценка качества социальных услуг на дому - одна из важнейших и актуальных проблем социального обслуживания. Качество жизни пожилого человека – это степень развития и полнота удовлетворения комплекса потребностей и интересов граждан, проявляющиеся в различных формах деятельности и жизнеощущении. Разработка методологии и методических материалов для организации мониторинга качества и образа жизни пожилых относится к числу наиболее важных задач в системе социального обслуживания этой категории населения. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания, внедрение новых форм помощи пожилым, обслуживающимся на дому, наталкивается на отсутствие информации о потребностях в такой помощи, особенно это касается мер, связанных с морально-психологическим состоянием граждан старшего возраста.
При организации социального обслуживания не всегда учитывается тот факт, что группа пожилых неоднородна по своему составу: по состоянию здоровья, способности к самообслуживанию, материальному положению, наличию связей с родственниками т. д. Не существует конкретизации адресной поддержки подопечных, отсутствует структурированная и прослеженная в динамике информация об уровне удовлетворения основных потребностей пожилых граждан и степени их адаптированности к новым условиям.
Эти проблемы могут быть решены на основе систематического отслеживания социальных показателей качества жизни пожилых граждан, что послужит основанием организации социального обслуживания центром социального обслуживания пожилых граждан.