Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления
П. Штомпка указывает в своих работах, что социокультурное время задает определенные рамки для каждого вида человеческой деятельности – политической, экономической, социальной.[55] В свою очередь каждый из этих видов обладает собственной структурой работы, по-своему организуя деятельность составляющих отделов. В этой связи возникает вопрос, в какой степени социокультурное время способно задавать и определять ритмы времени политического? Насколько политик может продуктивно функционировать в обществе, учитывая или не учитывая национальных социокультурных традиций? Обращаясь к социокультурной временной ориентации и перспективе, можно выделить несколько основных аспектов:
- уровень и глубину осознания времени;
- вектор времени.
В первом случае можно отметить, что для социокультурных процессов наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Если же это условие не выполняется, то общество впадает в депрессию. Теперь его действия направлены не на развитие и совершенствования себя как личности, а на выход из морального кризиса. Во втором случае речь идет об ориентации общества на временную направленность – прошлое, настоящее или будущее. Она в свою очередь может зависеть как от религиозной и традиционной, так и от профессиональной направленности внутри этноса.
Согласно теории Василенко, направление политического времени может достаточно часто меняться, в зависимости от вектора направленности политического руководства и не совпадать с социокультурной традицией.[56] Это в свою очередь может порождать драматическое напряжение, которое способно послужить началу гражданской войны.
Не стоит забывать и о временной перспективе общества. По данным исследования, приведенного в трудах К. Муздыбаева в 2000г., в ситуации затянувшегося социального кризиса у 60.3% [57] россиян временная перспектива сильно укорочена и составляет 1 – 2 месяца, 16.8% не могут уверенно планировать свое будущее более чем на пол года. Настоящее время представляется согражданам темным, чужим и неприятным. Особенно эта тенденция хорошо выражена у наиболее работоспособной части населения с низким уровнем дохода.
По данным З.В. Сикевич большинство россиян уверены в том, что “раньше было лучше”.[58] Желание возвратить прошлое доминирует над желанием строить новое будущее своими руками и жить в нем. Это обстоятельство напрямую мешает развиваться современному обществу и заранее программирует протест, каким либо действиям властных органов. С одной стороны, власть не получает поддержки со стороны электората и действует исходя из собственных соображений, с другой, население, не высказав свои пожелания и предложения по данному вопросу остается неудовлетворенным. И как следствие в социуме все больше нарастает непонимание между властью и электоратом, что, в конечном счете, может привести к революции.
В современном мире одной из основных проблем стоит конструирование социальной реальности, создание новых смыслов, формирование в обществе новых социальных проблем и предложение пути их решения.[59] Согласно гипотетической модели социокультурной динамики, называемой “конусом Дридзе”, процесс социокультурных изменений происходит следующим образом. Взаимосвязь низшего сознания с высшим происходит через коммуникацию. Устанавливается прямо пропорциональная взаимосвязь. Как индивидуальное практическое сознание питает общественное, так и в ходе обратного процесса общественное сознание выдает модели и образцы поведения индивидуальному сознанию. В данной модели внутриуровневая и межуровневая коммуникация выступает механизмом, через который можно влиять на осуществления социокультурных изменений в обществе.
По данным практикующих специалистов, ПР выступает не просто механизмом социального взаимодействия,[60] а способом постоянных культурных преобразований, ценностей, норм и потребностей. В процессе повседневного межличностного общения вырабатываются определенные способы реализации межличностных отношений, которые постепенно фиксируются и в процессе институализации становятся “достоянием” общественного сознания. Передаваясь из поколения в поколение такие “формы” общественного сознания становятся устойчивыми элементами культуры. В этой связи становится очевидным, что разработка и реализация качественных ПР проектов должна опираться на изучение циклических временных структур, анализ культурных и групповых ценностей. Также необходимо учитывать установки людей и их религиозную принадлежность.