Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления
Н.Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени.[48] Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы».
Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид – циклическое или линейное на это указывает совместная работа Н. Кучеренко и Т. Печенкиной.[49] В сознании современного общества явно преобладают линейные представления о мире, что объясняет социальное (договорное) происхождение недели, месяца, года и т.д. Но это упрощенное представление о мире, за которым скрываются циклические ритмы социальной жизни. Конечно ритм социальной, а значит и индивидуальной жизни задается политическими и экономическими макроциклами такими как смена правительства, смена формы правления, политические беспорядки и периоды стабильности, но эти биолого-социальные закономерности повторяются в каждом поколении. Так же следует учитывать и то, что каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, протекает с учетом уже накопленных знаний, опираясь на них, учитывая прошлый опыт.
Здесь можно обратиться к политике. В.С. Комаровский представляет политические отношения, как развёртывающийся процесс и анализ включения личности в политику предполагает использование категории времени.[50] В политической среде существует свое историческое время. Например, новоиспеченному политику требуется время, чтобы войти в свою должность, приобрести опыт, обзавестись необходимыми связями, обрести авторитет, переосмыслить свои цели, средства и возможности. Следовательно, реализация ранее задуманных планов может откладываться на неопределенный срок или оказаться вовсе невыполнимой. Такой поворот событий заставляет общество чувствовать себя обманутым, порождает агрессию и недоверие к органам власти.
Но не стоит думать, что общество безграмотно и не хочет понимать проблем власти. [51] Как отмечает Л.А. Штомпель, граждане хотят принимать активное участие, но не только в качестве избирателей, а быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени, было, исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений, институтов гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью в государственных организациях. И здесь возникает проблема отношений власти и общественности. В этой ситуации не стоит забывать, что важнейшая функция политического времени - быть «связью между индивидуальным и коллективным, личным и социальным измерениями времени».
Следует помнить, делает акцент Г. Саганенко, что общество совершает определенные действия в соответствие со своим восприятием объективного времени и субъективным выбором момента действий.[52] Глубокая временная структура сознания может быть понята и использована в работе с электоратом наилучшим образом, если мы попытаемся вникнуть в то, как субъект оценивает факты исходя не из их хронологии, а из их соотношения с его целями, надеждами, чаяниями и устремлениями. События прошлого, настоящего и будущего расчленяются в соответствии с целями и устремлениями субъекта. Такая ориентация на временную принадлежность является по существу самым важным в восприятии и интерпретации происходящих событий.
Согласно Т.М. Дридзе, на сегодняшний день, в век технологической революции, когда человек тратит все больше запасов своей интеллектуальной, физической и эмоциональной энергии, [53] на поверхности лежит вопрос о том, как поддержать психологическое состояние человека, сохранить в исправности “механизм” взаимодействия между людьми, научить и выявить некий алгоритм защиты к темпам, задаваемым технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека.
Одним из путей к сбалансированному развитию общества может выступать эффективное политическое управление (Н.Кучеренко, Т. Печенкина).[54] Оно в свою очередь зависит от того, насколько совпадают политическое и социокультурное направление местного сообщества. Для наиболее эффективной работы в этой области могут быть использованы методы ПР. Проведение постоянного мониторинга темпоральных социокультурных тенденций обеспечит не только грамотное ведение информационной политики той или иной ветви власти, но и позволит заниматься прогнозированием, которое необходимо при разработке долгосрочных планов и при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, результат которых в большинстве случаев проявляется позднее.