Методы сбора данных в исследованиях общественного мнения воинского коллектива.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с репортером, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически.
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений. Особо выделяются интервью со специалистами - экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличается от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формалезированные ( а также полустандартизированные) интервью.
Свободные интервью - это длительные беседы (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулетивном плане исследования.
Стандартизированное интервью предполагает, как и формалезованное наблюдение, так и детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. В зависимости от особенностей процедуры, интервью может быть интенсивным ("клиническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и сфокусированными на выявлении относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта, на заданное воздействие. С его помощью изучают например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации. Причем текст информации предварительно обрабатывается контакт-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрашиваемых, какие на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. Так называемые направленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту.
Наконец по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах". Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемыми либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера ( прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации, плюс несколько пунктов связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируются сразу 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет. Во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту.