Учение Г. Гегеля о государстве и праве
“Принцип международного права
, как всеобщего, в себе и для себя долженствующего быть действующим в отношениях между государствами права,состоит, в отличие от особенного содержания позитивных договоров в том, что договоры, на которых основаны обязательства государств в отношении друг кдругу, должны выполняться”.
Встолкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух
, который обладает наивысшимправом по отношению к отдельным государствам(духам отдельных народов) и судитих.
Всемирная история
как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса вгосударственных формированиях. Всоответствии с этим всемирная история распадается на 4всемирно-исторических мира
: восточный,греческий, римский и германский
. Имсоответствуют следующие формы государства
: восточная теократия
(свобода одного), античнаядемократия и аристократия
(свобода некоторых), современная конституционнаямонархия(свобода всех). “Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мирзнает, что свободны все”.
Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой имеет в виду не только немцев, но и вообще народысеверо-западной Европы. Славянские народы, в том числе и Россия, а также США, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории.
Философско-правовое учение Гегеляоказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли, гегелевская философия даваладовольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и оппозиционных воззрений. Это наглядно продемонстрировано в последующей историигегельянства и трактовок гегелевской философии права с различных идейно-теоретических позиций.