Учение Г. Гегеля о государстве и праве
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 –1831 гг.) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху вовсей истории философской и политическо-правовой.
Посвоим философским воззрениям Гегель- объективный идеалист и диалектик. Составная часть его системы философии- философия права игосударства
. Вцельном виде свою политико-правовую философию Гегель изложил в “Философии права”(1820).
Гегелевская философия права и государства—это философское учение об объективном духе,т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде формправа и государства.
Право
по Гегелю- это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права какправа царства реализованной воли.
Вгегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях
:
1)право как свобода (идея права);
2)право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
3)право как закон (позитивное право).
Посвоему определению позитивное право
как ступень самого понятия права- разумно. Закон
(по понятию) -это конкретная форма выражения права.
Тремя основными степенями развития понятия права
являются абстрактное право,мораль и нравственность
. Учение об абстрактном праве
включает проблематику собственности, договора и неправды, учение о морали
—умысели вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности
—семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право—это первая ступень в движении понятия права отабстрактному к конкретному. Это право абстрактно-свободной личности. Оно (абстрактноеправо
) имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность подразумевает вообще правоспособность.Наэтой стадии позитивный закон
еще не обнаружил себя, его эквивалент- формальная правовая заповедь: “Будь лицом и уважай других вкачестве лиц”.
Свобода личности
находит свою реализацию прежде всего в праве частной собственности. Гегель обосновывал формальное, правовое равенство людей: людиравны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.
Свое понимание свободы
Гегель направляет против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности,моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. “В природе вещей заключается, что раб имеет абсолютное право освободить себя”.
Следующий момент учения о праве абстрактном—гегелевские рассуждения о неправде
. Одним изпроявлений “неправды” является преступление
. Преступление
—это сознательное нарушение прав как прав, и наказание поэтому является не толькосредством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенном в его деянии—поступке свободной личности. Снятиепреступления через наказание
приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия, права к морали. Наэтой ступени, когда личность(персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта
. Лишь в поступкесубъективная воля достигает объективности и сферы действия закона, сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль
—два односторонних момента, которые приобретают своюдейственность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства
.
Гегель различал гражданское общество и политическое государство
. Гражданское общество
—сферареализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Сточки зрения развития понятия права—это необходимыйэтап,т.к. здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего, подлинная свобода.
Наступени гражданского общества еще не достигнута,т.к. стихия столкновения частных интересов ограничиваетсянеобходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом.
Гегель изображает гражданское общество
как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, каквойну всех против всех. Основные моменты гражданского общества
—это система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация.
Вструктуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия
:
1)субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне);
2)промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники);