Учение И. Канта о государстве и праве
(назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствиегосударства.
Кант различал следующие государственные формы
(по числу законодательствующих лиц), их три вида
: автократию
(абсолютизм),аристократию и демократию
.
Онполагал, что центр тяжести проблемы устройства государства
лежит непосредственно в способах, методах управления народом. Сэтойпозиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы
управления: первая основана на отделении исполнительной власти отзаконодательной, вторая- на их слиянии.
Кант верит, что самодержавная форма власти вполне может быть республикой
(если в ней произведено обособление исполнительной власти от законодательной), а демократия
(ввиду участия в ней всех в осуществлениивласти и крайней трудности при этом отделить законодательствование от исполнительной деятельности) чрезвычайно подвержена трансформации вдеспотизм и совместима с ним
.
Онсчитал наиболее приемлемым, реально достижимым строем государства—Конституционную монархию
. Вкантовском пониманиигосударь, правитель, “регент” по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главугосударства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.
Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственнойвластью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.
Кант понимал, что по мере исторического развития наступает необходимость изменять политико-юридические учреждения. Нопроизводить такие изменениянадо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей страну, народ в хаос анархии ипреступлений.
Кант выдвигает проект установления “вечного мира
”. Его можно достичь, правда, в отдаленном будущем, созданием всеохватывающей федерациисамостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Поубеждению философа, образование такого космополитического союза, вконце концов, неминуемо.