Учение И. Канта о государстве и праве
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант
(1724 - 1804 гг.) был в Германии первым, кто приступил ксистематическому обоснованию либерализма
. Онзадался целью истолковать эту платформу в качестве единственной разумной, попытался подвестипод нее специальный этический фундамент и таким образом оправдатьее.
Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах “Идеи всеобщей истории о космополитической точкизрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о праве”.
Краеугольным принципом кантовских воззрений является утверждение о том, что каждое лицо обладает совершеннымдостоинством, абсолютной ценностью
, личность не есть орудие осуществления каких-то ни было планов, даже благородных планов общего плана. Человек
-субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы,в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона
.Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его “категорическим императивом
”.
“Категорический императив
” лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями.Онгласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства
”. Или инымисловами: “поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству”.
Соблюдение требований “категорического императива” возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу “практическогоразума
”. “Практическим разумом
” охватывались как область этики, так и сфера права.
Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы,Кант называет правом
. Изтакого понимания явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовнечеловеческие поступки.
Истинное призвание права
- надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы,строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовыватьсясвобода индивида. Вэтом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права
.
Осуществление права
требует того, чтобы оно было общеобязательным. Онадостигается через наделение его принудительной силой,т.к. в противном случае право окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль.Кроме этого, это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права
лишится своей безусловности. Сообщить правустоль нужное ему свойство способно лишь государство
- исконный и первичный носитель принуждения.
ПоКанту, государственность
вызывают к жизни и ее бытие, оправдывают требование категорического императива.Необходимость государства -
объединение множества людей, подчиненных правовым законам, Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственноосязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемомумиру.
Благо государство
составляет, по Канту, вовсе не решение таких задач, как:забота о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворенности их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении ит.д. Подэтим благом
“не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как это утверждал Руссо) скорее и лучше достигнуть вестественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции спринципами права