Учение И. Канта о государстве и праве
, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи “категорического императива”.
Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, благо и назначение государства- в совершенствовании права
, в максимальномсоответствии устройства и режима государства принципами прав, дали основание считать Канта одним из главных создателей концепции “правового государства
”.
Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право
, согласовывать с ним свои акции.Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство
,которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Егомероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.
Вопрос о происхождении государства
Кант трактует почти по Руссо, замечая при этом, что его изыскания рациональны,априорны и что он имеет в виду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права.Отправной пункт кантовского анализа- гипотеза естественного состояния
, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг,чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе
. Переход к последнемуне носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор
.
Первое же и главное заключение договора
- обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической лигосударственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг “не делать другогосредством для достижения своих целей и способно данный долг исполнить”.
Согласно общественному договору, заключаемого в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все остальные лица, составляющиенарод, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако, уже в качестве членов государства. Таким образом, люди отказываются отсвободы, необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.
Кант различает три категории права
: естественное право
,которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное право
, источником которого является воля законодателя; справедливость
-притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением.
Естественное право
, в свою очередь, распадается на две ветви: частноеправо и право публичное
. Первое
регулирует отношения индивидов как собственников, второеопределяет взаимоотношениямежду людьми, объединенными в союз граждан(государство), как членами политического целого.
Центральным институтом публичного права
является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятияконституции, выражающей его волю- по существу, это демократическая идея народного суверенитета
. Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо,обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве- организации совокупного множества лиц, связанных правовымизаконами.
ПомнениюИ. Канта, всякое государство имеет три власти
: законодательную
(принадлежащую только уверенной “коллективнойволе народа”), исполнительную
(сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную