Выявление воздействия специфики реформ на изменение ценностных ориентаций студенчества Китая и России.
государством не привела к обвалу ценностных ориентаций студенчества, но наоборот значительно возвысило авторитет традиционных ценностей, усилив их введением новых ценностных приоритетов таких как открытость, экономический интерес, принцип «верховенство закона вместо верховенства личности». Государство выступило как гарант политической стабильности, социальной защищенности и равенства всех форм экономической собствености.
Успех китайских реформ, феномен «китайского чуда» поднял авторитет китайской культурной традиции во всем мире, и сам факт, что Китай является примером для других стран, встающих на путь реформ, оказывает обратное воздействие на признании значения собственной ценностной традиции.
Постепенное, равномерное внедрение экономических реформ, гармоничное сочетание преобладания государственной собственности и рыночных принципов позволили не только сохранить ценностные приоритеты государственных интересов перед частными, но и развить новые для Китая интересы экономической предприимчивости и самостоятельности.
Обвальная, шоковая вестернизация ценностного сознания российского
общества серъезно подорвала веру в традиционные ценности российского общества, в состав которых неизменно входят принципы коллективизма, социальной солидарности, гуманности, взаимопомощи, милосердия, сострадания.
Либерализация политических ценностей обернулась тотальной деидеологизацией, деэтатизацией (антигосударственничеством), сепаратизацией, ростом центробежных и националистических настроений. Либерализация экономических ценностей выразились в росте эгоистических, гедонистических настроений. Самоустранение государства из сферы экономики, возобладание номенклатурно— компрадорской буржуазии и непродуманное внедрение принципов рыночной конкуренции прямо повлияло на воцарение в экономическом сообществе «дикого капитализма», что выразилось в криминализации, росту преступности, неуважении к закону, социальной войны всех против всех. Выход из этой ситуации видится в пересмотре основных принципов либерализации ценностей и их предельной адаптации к традиционной этике российского общества.
В сфере духовно — этических ценностных ориентаций резкое возрастание индивидуализма и утилитаризма в начале реформ, сменяется тенденцией возвращения к традиционной этике. Это связано с тем, что общество не мсожет долго находиться в состоянии «войны всех против всех», убеждаясь на практике в том, что «плохой мир лучше хорошей войны». После периода долгой девальвации ценностей в сознании российского общества в целом, и студенчества в частности, происходит мучительное, но неотвратимое возвращение к традиционной духовности российского народа.
Таким образом, наиболее значимыми доминантами реформирования в ходе изживания последствий «тяжелого наследия прошлого», оказавшими особое влияние на диверсификационное динамику ценностных ориентаций российского и китайского студенчества доминантами являются для Китая — принципы преемственности, сдержанности, гармоничного сочетания противоположностей, для России — максимализм («или все, или ничего»), нетерпимость, склонность к крайностям.