• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Основные тенденции современного мирового развития.

В западной социологии сторонниками теории культурно-истори­ческих типов являются немецкий ученый О.Шпенглер и английский ис­торик А.Тойнби.О.Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов

:египетский,индийский,вавилонский,китайский,греко-римский,виза­нийско-аравийский,культура майя,а также пробуждающаяся русско-си­бирская культура.Каждый из этих типов ,по О.Шпенглеру ,вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" -т.е.спо­соба переживания жизни ,подчиняется жестокому биологическому ритму и проходит основные фазы развития :рождение и детство,молодость и зрелость,старость и "закат".

Для того,чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в разви­тии культурно-исторических типов,О.Шпенглер вводит резкое проти­вопоставление между культурой и цивилизацией.Первый этап в разви­тии культурно-исторического типа он называет культурой.Культу­ра-это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-ис­торического типа.Она характеризуется "органическим" типом эволю­ции во всех сферах общественной жизни-социальной и политичес­кой,религиозной и этической,художественной и научной.Второй этап - цивилизация характеризуется "механическим" типом эволюции,пред­ставляющим собой "окостенение" творческих начал культуры и ее распад.Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах,цель которых,по О.Шпенглеру,глобальное господство над миром государства-победителя.Европа,по мнению О.Шпенглера,пе­реживает стадию цивилизации.Отсюда вывод о неизбежном скором

"закате" Европы.

Продолжателем и защитником идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенгле­ра является английский историк,социолог и философ А.Тойнби.С точ­ки зрения А.Тойнби,объектом изучения науки могут быть человечес­тво в целом или какие-либо конкретные,национально-государствен­ные образования ,или определенные культурно-исторические типы,ко­торые он называет цивилизациями.Цивилизации, по А.Тойнби,пред­ставляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории,целос­тные системы,в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.Цивилизации сопоставимы,сравнимы между собой,а так­же с примитивными обществами,которые еще не достигли стадии циви­лизаций.Это позволяет исследователю использовать сравнительно-ис­торический метод.На основе определенных критериев исследователь может определить,как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед,насколько они отстали от наиболее высокого уровня,и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной ци­вилизации.

В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивили­заций А.Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установ­ки - то есть определенного им,по-видимому,Богом(хотя А.Тойнби из­бегает такого выражения) предназначения в истории.По сути де­ла,концепция Тойнби представляет собой провиденциализм - учение о предопределении общественного развития.А.Тойнби выделяет 6 основ­ных культурно-исторических типов:

1) первичные,обособленные цивилизации(египетская,андская);

2) первичные необособленные цивилизации(шумерская,минойская,ин­дская,шанская,майя);

3)вторичные,дочерние цивилизации(вавилонская от шумерской,хет­тская от шумерской,эллинистическая от минойской,сирийская от ми­нойской,древнеиндийская от индской,дренекитайская от шанской,юка­танская от майя,мексиканская от майя;

4)третичные,дочерние цивилизации(православно-христианская,рус­ская,западная,арабо-мусульманская,дальневосточно-японская;

5)застывшие цивилизации(эскимосская,кочевая,османская,спартан­ская);

6)неразвившиеся цивилизации(дальневосточная-христианская,дальнезападно-христианская).

При объяснении причин становления и развития цивилизаций А.Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания.Решаю­щая роль,по его мнению,принадлежит "Ответу" тех или иных народов на "Вызов",брошенный им обстоятельствами.Из этого вытекает и кри­терий общественного развития.Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста,по его мнению,если по мере развертывания процесса наблю­дается тенденция к смещению действия из области внешнего окруже­ния - физического или человеческого - в область внутреннего.По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов,идущих из внеш­ней среды,и все больше появляется вызовов,рожденных внутри дей­ствующей системы или личности.Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения(А.Той­нби.Постижение истории.М.,1991,С.250)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.