Основные тенденции современного мирового развития.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов являются немецкий ученый О.Шпенглер и английский историк А.Тойнби.О.Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов
:египетский,индийский,вавилонский,китайский,греко-римский,визанийско-аравийский,культура майя,а также пробуждающаяся русско-сибирская культура.Каждый из этих типов ,по О.Шпенглеру ,вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" -т.е.способа переживания жизни ,подчиняется жестокому биологическому ритму и проходит основные фазы развития :рождение и детство,молодость и зрелость,старость и "закат".
Для того,чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в развитии культурно-исторических типов,О.Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией.Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой.Культура-это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа.Она характеризуется "органическим" типом эволюции во всех сферах общественной жизни-социальной и политической,религиозной и этической,художественной и научной.Второй этап - цивилизация характеризуется "механическим" типом эволюции,представляющим собой "окостенение" творческих начал культуры и ее распад.Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах,цель которых,по О.Шпенглеру,глобальное господство над миром государства-победителя.Европа,по мнению О.Шпенглера,переживает стадию цивилизации.Отсюда вывод о неизбежном скором
"закате" Европы.
Продолжателем и защитником идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера является английский историк,социолог и философ А.Тойнби.С точки зрения А.Тойнби,объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные,национально-государственные образования ,или определенные культурно-исторические типы,которые он называет цивилизациями.Цивилизации, по А.Тойнби,представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории,целостные системы,в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.Цивилизации сопоставимы,сравнимы между собой,а также с примитивными обществами,которые еще не достигли стадии цивилизаций.Это позволяет исследователю использовать сравнительно-исторический метод.На основе определенных критериев исследователь может определить,как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед,насколько они отстали от наиболее высокого уровня,и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной цивилизации.
В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивилизаций А.Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки - то есть определенного им,по-видимому,Богом(хотя А.Тойнби избегает такого выражения) предназначения в истории.По сути дела,концепция Тойнби представляет собой провиденциализм - учение о предопределении общественного развития.А.Тойнби выделяет 6 основных культурно-исторических типов:
1) первичные,обособленные цивилизации(египетская,андская);
2) первичные необособленные цивилизации(шумерская,минойская,индская,шанская,майя);
3)вторичные,дочерние цивилизации(вавилонская от шумерской,хеттская от шумерской,эллинистическая от минойской,сирийская от минойской,древнеиндийская от индской,дренекитайская от шанской,юкатанская от майя,мексиканская от майя;
4)третичные,дочерние цивилизации(православно-христианская,русская,западная,арабо-мусульманская,дальневосточно-японская;
5)застывшие цивилизации(эскимосская,кочевая,османская,спартанская);
6)неразвившиеся цивилизации(дальневосточная-христианская,дальнезападно-христианская).
При объяснении причин становления и развития цивилизаций А.Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания.Решающая роль,по его мнению,принадлежит "Ответу" тех или иных народов на "Вызов",брошенный им обстоятельствами.Из этого вытекает и критерий общественного развития.Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста,по его мнению,если по мере развертывания процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения - физического или человеческого - в область внутреннего.По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов,идущих из внешней среды,и все больше появляется вызовов,рожденных внутри действующей системы или личности.Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения(А.Тойнби.Постижение истории.М.,1991,С.250)