• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Основные тенденции современного мирового развития.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями об­щества,базирующимися на идее прогресса,существуют теории,отрицаю­щие возможность прогрессивного развития.Одной из распространен­ных и пользующихся широким влиянием в социологии,является концеп­ция культурно-исторических типов развития общества.В этой концеп­ции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры,вычленяются определенные типы социальной и культурной систем,подчеркивается их своеобразие,а в некоторых случаях и выд­вигается идея замкнутости,локальности культур и цивилизаций.Тео­рия культурно-исторических типов сформировалась как антитеза ли­нейной европоцентристкой теории общественного развития,согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный,законо­мерный процесс прогрессивного развития,перехода от низших ступе­ней к высшим.Моделью исторического развития в этой концепции выс­тупало развитие Западной Европы,которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла,наконец,своего предназначе­ния - мирового господства.

Линейная,европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока,России и других регионов,находившихся в стороне от развитой западноевро­пейской цивилизации.Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.

Основоположником теории культурно-исторических типов являет­ся русский социолог Н.Я.Данилевский.Н.Я.Данилевский подразделял все народы на "исторические" и "неисторические"."Неисторические народы"-это этнографический материал,тупиковые ветви в развитии общества.Они не в состоянии решать свою судьбу,выработать формы своей государственности и т.д.Поэтому они не в состоянии вырабо­тать свои культурно-исторические типы.Право выработки своеобраз­ных культурно-исторических типов принадлежит "историческим" наро­дам.Н.Я.Данилевский насчитывает 13 "типов", или "самобытных циви­лизаций":египетский,китайский,ассировавилонский(древнесемитский), индийский,иранский,еврейский,греческий,римский,новосемитический(аравийский),романо-германский,перуанский."Культурно-исторические типы",по Н.Я.Данилевскому,различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов:религиозного,культурного,поли­тического и общественно-экономического.Почти все культурно-исто­рические типы ,считал Данилевский,одноосновны,т.е. в них при со­четании элементов преобладает какой-то один:например,в европей­ском-религиозный,в греческом-культурный,в романо-германском - об­щественно-экономический.И лишь славянскому типу с его правосла­вием,культурной самобытностью,самодержавием и крестьянской общи­ной предначертано стать полным четырехосновным культурно-истори­ческим типом.Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы.Н.Я.Данилевский считал,что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа.Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.Таким образом,теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского служила методологи­ческой основой славянофильской идеологии.

С точки зрения Н.Я.Данилевского ,каждый культурно-историчес­кий тип,если он не погибает насильственной смертью,проходит 4 ос­новные фазы своего развития:первый период - "бессозна­тельный",когда нарроды еще не вышли на историческую арену и пре­бывают на уровне "этнографического материала".Второй период - пе­риод государственного становления,формирования основных со­циальных институтов и социальных регуляторов.Эти два периода за­нимают самый длительный промежуток в истории данных народов.Тре­тий - период расцвета цивилизации , и четвертый - период упад­ка.Это относительно краткие пероды.Их продолжительность исчис­ляется двумя-тремя столетиями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.