Основные тенденции современного мирового развития.
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества,базирующимися на идее прогресса,существуют теории,отрицающие возможность прогрессивного развития.Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии,является концепция культурно-исторических типов развития общества.В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры,вычленяются определенные типы социальной и культурной систем,подчеркивается их своеобразие,а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости,локальности культур и цивилизаций.Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристкой теории общественного развития,согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный,закономерный процесс прогрессивного развития,перехода от низших ступеней к высшим.Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы,которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла,наконец,своего предназначения - мирового господства.
Линейная,европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока,России и других регионов,находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.
Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н.Я.Данилевский.Н.Я.Данилевский подразделял все народы на "исторические" и "неисторические"."Неисторические народы"-это этнографический материал,тупиковые ветви в развитии общества.Они не в состоянии решать свою судьбу,выработать формы своей государственности и т.д.Поэтому они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы.Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит "историческим" народам.Н.Я.Данилевский насчитывает 13 "типов", или "самобытных цивилизаций":египетский,китайский,ассировавилонский(древнесемитский), индийский,иранский,еврейский,греческий,римский,новосемитический(аравийский),романо-германский,перуанский."Культурно-исторические типы",по Н.Я.Данилевскому,различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов:религиозного,культурного,политического и общественно-экономического.Почти все культурно-исторические типы ,считал Данилевский,одноосновны,т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один:например,в европейском-религиозный,в греческом-культурный,в романо-германском - общественно-экономический.И лишь славянскому типу с его православием,культурной самобытностью,самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы.Н.Я.Данилевский считал,что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа.Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.Таким образом,теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.
С точки зрения Н.Я.Данилевского ,каждый культурно-исторический тип,если он не погибает насильственной смертью,проходит 4 основные фазы своего развития:первый период - "бессознательный",когда нарроды еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне "этнографического материала".Второй период - период государственного становления,формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов.Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов.Третий - период расцвета цивилизации , и четвертый - период упадка.Это относительно краткие пероды.Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями.