Основные тенденции современного мирового развития.
Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим образом:
1)в сегментарном обществе растет население;
2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает общественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следовательно,усиливается конкуренция;
3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;
4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог
Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общество".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "гезельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому обществу.Основные различия между ними состоят в следующем:
1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;
2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как Гезельшафт основано на формальных законах;
3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли;
4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские ценности;
5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сорбонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом
У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория "индустриального общества" описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общества,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"обществу.Для индустриального общества характерны:
1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом,при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;
2)массовое производство товаров на широкий рынок;
3)механизация и автоматизация производства и управления;
4)научно-техническая революция.
Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности и урбанизации,качественные сдвиги в структурах национального потребления.С точки зрения данной теории,основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством,но и во всех других сферах общественной жизни.
Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории "постиндустриального общества".Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д.Белл,З.Бжезинский,А.Тоффлер и фрранцузские социологи и политологи А.Турэн и Ж.Фурастье.Согласно данной теории,общество в своем поступательном развитии проходит 3 основные стадии: