Молодежная политика России и Китая
Специфика и направленность социальной педагогической политики в работе с молодежью в современных условиях заключается в смягчении негативных последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов, призванных удовлетворить потребности и реализовать интересы учащейся молодежи.
Основными задачами образовательных учреждений по воспитанию правосознания являются усиления патриотического, гражданского и правового воспитания в общей системе воспитательного процесса, «формирование общей теории молодежи»[177], преодоление отчуждения личности от воспитательного процесса.
Основные направления современных реформ в сфере образования включают демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, компьютеризацию, интеграцию, диверсификацию, многовариантность, формирование и развитие личности. Важным фактором развития образования стали его интегрированность в мировом масштабе, расширившиеся контакты, интенсивный обмен опытом во всех областях образовательной деятельности разных стиран, школ, направлений.
В новой парадигме высшего образования, внедряемой в высшей школе России, основные компоненты — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности — достаточно четко определены в системе многоуровневой подготовки и в Государственных образовательных стандартах[178].
Практическая реализация молодежного законодательства проявляется в создании Комитетов молодежи в муниципальных образованиях, проведении региональных молодежных программ, усилении государственной политики в отношении молодежи на местах, проведении конкурсов и грантов в научной, экономической и культурной сферах, создании региональных отделений всероссийских партий, например «Молодежного Единства».
Однако, во многом, как пишет ювенолог Е.Г. Слуцкий, «нынешнее российское законотворчество в отношении детей и молодежи находится еще в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) в России и ее регионах — субъектах Федерации, в том числе по доработке федеральных законов»[179]. Е.Г. Слуцкий предлагает «в качестве основного научного инструментария формирования социально — экономической политики и законотворчества в отношении семьи, детства и молодежи использовать ювенологию как новое междисциплинарное комплексное знание об особенностях становления подрастающего поколения в единстве социально — экономического, духовного и биологического начал»[180]. Известный социолог молодежи В.Т. Лисовский полагает, что «ключевыми инновационными элементами новой философии молодежной политики выступают следующие идеи:
1.Молодежь — не только объект социализации, но и субъект активного исторического действия. Место молодого поколения — не за кулисами, а на авансцене истории.
2. Молодежные проблемы — это не только и не столько проблемы самой молодежи, это проблемы общества, это общенациональные, общегосударственные задачи. Через их решение общества, народы, нации страны выходят на качественно новый уровень цивилизационного развития.
3. Молодежная политика должна быть направлена на подготовку молодежи для интеграции в условия, существующие в обществе, с целью ее участия в устранении имеющихся в нем элементов иррациональности и тормозящих факторов, в выработке новой модели развития общественного развития. Каждая смена поколения должна сопровождаться выходом общества на новый виток социального прогресса»[181].
В современном демократическом обществе основой воспитания правосознания подрастающего поколения становится социологическое представление о свободе, которое напрямую связывается с неотделимостью ее от экономической независимости. Именно с внедрением в молодежное сознание арсенала идей политической свободы и экономической независимости, структурирующим весь свод молодежного законодательства, связываются перспективы динамики молодежных и студенческих ценностных ориентаций в направлении конвергенции традиционных и либеральных ценностей.