Молодежная политика России и Китая
Системная концепция политики государства в отношении молодежи «включает сконцентрированные основополагающие принципы и идеи, определяющие процессы целенаправленной деятельности государственных, общественных организаций, юридических и частных лиц по решению узловых социально-экономического, правовых и морально-этических проблем молодежи».[171] Этот закон носит базовый характер и создает первоначальную законодательную основу, каркас для дальнейшего административной и законотворческой работы по решению проблем молодежи. Он определяет
:
объекты молодежной политики; закрепляет гарантии правовой и социальной защищенности молодежи в сферах защиты основных прав, обеспечения гарантий занятости, поддержки предпринимательской деятельности, оказания помощи молодой семье, поддержки талантливой молодежи, формировании личности молодого человека, обеспечения возможности прохождения альтернативной гражданской службы;
задает общие цели, понятия, порядок, принципы и формы осуществления молодежной политики;
регламентирует отношения, компетенцию и формы участия в формирования молодежной политики органов государственной власти, граждан, молодежных и детских объединений, социальных служб и заинтересованных организаций страны;
определяет понятие социальных служб для молодежи, направления и порядок их деятельности, формы социальных услуг, оказываемых молодежи;
закрепляет формы содействия деятельности молодежных и детских общественных объединений и средств массовой информации[172]. В Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политике в РФ» подробно оговаривается гарантированный государством объем защиты прав, свобод и поддержки молодежи, направления развития молодежной политики, сферы взаимных интересов и принципы сотрудничества государства и молодежи.
Среди документов, регулирующих образовательную деятельность в отношении к студенческой молодежи, следует также назвать Закон «О высшем и послевузовском образовании», Типовое положение о вузе, а также Федеральную целевую программу «Молодежь России (1998 — 2000)», Постановление Российского союза ректоров «Высшее образование и воспитание молодежи» (1997), решение коллегии Министерства образования РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (1997) и т.д.[173]. В июле 2003 года Комитетом по науке и образованию принята Федеральная программа «Студенчество Росси», в которой принима.т участие Министерство образования РФ и региональные комитеты по образованию[174].
Основные направления обозначают те сферы государственной молодежной политики, в которых будет разворачиваться основная работа, среди них выделяются, в том числе вопросы трудоустройства, создание условий для развития личности, поддержка семьи, формирование национального и гражданского сознания и правосознания молодежи:
содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь, трудоустройстве и профессиональном развитии;
помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и реализации личности; поддержка молодой семьи; предупреждение правонарушений среди молодежи и защита прав несовершеннолетних; воспитание гражданской культуры и формирования национального самосознания молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций, поддержка инициатив молодежи; изучение объективного состояния молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее проблем[175].
В проекте Национальной доктрины образования в РФ обозначено, что система образования призвана обеспечить высокий уровень личностной и гражданской ответственности молодежи, глубокого правосознания, определяющего уважение к правам и свободам личности на основе знаний и соблюдения норм права в сочетании с высокой нравственностью[176].
Соблюдение норм международного и государственного права в деятельности образовательных учреждений выступает условием защиты и поддержки, учащихся в их приобщении к национальной и мировой культуре, что так необходимо для формирования основ правовой культуры.