Молодежная политика России и Китая
Социальные преобразования находят определенное отражение в сфере молодежной политике государства. И российское, и китайское молодежное законодательство, не забывая опираться на аутентичные традиции молодежной политики, все чаще обращаются к мировому опыту. Значимо то, что на смену методам силового давления в современном мире все чаще и убедительнее приходит политика, базирующаяся на принципах консенсуса, толерантности и ненасилия, что является отражением новой общечеловеческой морали, международного права, элементов планетарного сознания, системы общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях стран и людей. В этих условиях возрастает роль правового образования и воспитания молодежи, формирования правосознания личности[167].
Проблема воспитания учащейся молодежи в духе уважения прав человека впервые появлялась в зарубежной педагогике (США, Канада, Швейцария, Великобритания) около 25 лет тому назад. Педагогической интерпретацией проблематики прав человека в течение длительного периода занимаются зарубежные ученые Д. Премон, Х. Канвел, Д. Балтон, П. Картер и др. Для развития этой концепции и внедрения ее в образовательную практику используется такие материалы и документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Еквропейского Совета, Международного Института прав человека в Страсбурге), как Всеобщая Декларация прав человека, международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских правах, Конвенция о правах человека (1989 г.)[168]. Все эти международные программы и документы приобретают особое значение в XXI веке, который объявлен ЮНЕСКО «веком образования».
1.Государственная молодежная политика России.
Закон РФ «Об образовании» провозглашает в государственной политике страны единство федерального, культурного и образовательного пространства и, наряду с этим, защиту системы образования национальных структур в условиях многонационального государства.
В ходе реформ происходит изменение фундаментальных основ жизни общества, и формируются новые социально-экономические реалии. Эти процессы вызывают одновременно связанные друг с другом отрицательные и положительные тенденции в развитии молодежи.
С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи, что оборачивается рядом проблем:
обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в два раза в 1995 г., приводящее к увеличению физической нагрузки на каждого работающего молодого человека[169];
снижается физическая и психическая дееспособность молодежи;
продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды:
снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень молодежи и возможность его повышения.
С другой стороны, у новых поколений усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала реформ (1991 г.) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения своих проблем «протест», уменьшилось сегодня с 28% до 8% в пользу выбирающих «новаторскую» модель, которая возросла с 7,5 до 19%. Растет и общественная активность молодежи: количество молодых людей желающих активно участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 г. в два раза[170], что вызвано бо
льшим вниманием к проблемам молодежи стороны общества и государства.
Государственной думой России принят Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политике в РФ».