"Сексуальная революция" и ее влияние на общественное сознание.
Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозволенным, а что недозволенным. "Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундаментальный принцип правового государства. Другое дело, что не все разрешенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества, существуют еще нормы морали и эстетические нормы- люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты.Кроме того, естьь индивидуальные предрасположения,склонности,то, что хорошо для одного человека, абсолютно неприемлемо для другого и, коль скоро речь идет о поведении пары, это накладывает определенные ограничения. Наша критика вседозволенности очень характерна для советского стиля мышления. Ярлык вседозволенности, как идеологическое клише возник не сегодня, а в самые застойные времена. По сути дела, это была идеологическая защита тоталитарного режима, в котором человеку ничего не дозволено. Люди сами в своей среде с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, решают, что из громадной сферы дозволенного они будут себе позволять, а чего не будут. Сексуальная революция прежде всего поменяла знак. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя всегда воспринималась положительно в личной жизни, стала нормой официальной культуры. Никакого "отбоя" в этом отношении на западе не произошло. Главное завоевания в сексуальной революции - принцип свободы, индивидуализации и многообразие форм сексуальности. Он остается неизменным. Что изменилось? Прошло первое опьянение этой свободой.
У свободы всегда есть два измерения: то, от чего человек хочет освободиться, и то, для чего человек хочет освободиться. Начинается все всегда с отрицания - снимаются всевозможные ограничения, запреты. Но в следующий момент неибежно возникаетвопрос: для чего это нужно, что я хочу, что я теперь могу? Естественно, чем сильнее угнетение, тем сильнее человек хочет от него избавиться, тем активнее, энергичнее освобождается он от оков. На первых порах наибольшие сдвиги произошли в поведении женщин, так как они находились /как я уже говорил/ в наиболее угнетенном состоянии, и им хотелось, и надо было доказать себе, какие они теперь свободные и раскованные. Особенно это характерно для Соединенных Штатов. Запреты там взрывались с наибольшим шумом. Многие люди начинали демонстрировать свою необычную сексуальность, шокируя публику. После того,как упрение прошло, это перестало быть интересным. Стало ясно, что чувственность,сексуальность не заменяет и не отменяет потребности в любви, потребности в психологической интимности, которая предполагает длительный союз, союз не только тела, но и души. Традиционные старинные романтические идеалы нежности, верности,любви, которые оказались отодвинутыми псевдореволюционностью стали снова осознаваться как непереходящие ценности. Люди, которым запрещается меньше, уже не имеют необходимости что-то демонстрировать своим сексуальным поведением,как подростки, вырвавшиеся из-под контроля родителей.Но либерализация сексуальной морали привела и к очень неприятным последствиям. Экстенсивные связи со случайными партнерами вызвали волну венерических заболеваний. Началась эпидемия герписа- это не самое страшное венерическое заболевание, но оно очень плохо лечится. Ну и,конечно, СПИД. Он появился вовсе не в результате сексуальной революции. Вирус этот существовал и раньше, но поскольку он передается половым путем, эта сфера жизни стала привлекать пристальное внимание, вызвало тревогу. Люди консервативного склада увидели чуть ли не божью кару за грехи, другие были не столь прямолинейны, но к сексу опять стали относиться с подозрением, как к чему-то грязному. Эта проблема забеспокоила как ученых на западе, так и в России. В общественном сознании произошел определенный перекос, неоднозначный перекос.С одной стороны, эпидемия СПИДа стала для США мощным стимулом для того,чтобы начать наконец в школах надлежащее сексуальное воспитание.В 1968 году консерваторам удалось заблокировать введение в большинстве школ, полового просвещения, и страна оказалась в тяжелом положении.Не может быть контрацептивной культуры у подростков без сексуальной культуры и просвещения. Не может быть и профилактики СПИДа без этого. Также для профилактики СПИДа школы может быть недостаточно, поэтому требуется прямой, открытый разговор в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении.С другой стороны, ожили, как я уже отметил, традиционно-консервативные взгляды на секс. Бытового поведения это не меняет, людт по-прежнему стремяытся к нему как к источнику наслаждения, радости, но создается двойственность ориентации,затрудняется коммуникация, возможность серьезного разговора об этих проблемах. Консервативно-настроенные слои общества во всех злоключениях современного общества винят либерализацию половой морали, появление обнаженного тела на экранах телевизоров, эротических фильмов и т.д.