Благотворительные комитеты и общества гг. Кургана и Шадринска ХIX начала ХХ вв.
Кроме основной своей деятельности члены общества занимались организацией отдыха шадринцев. Купили электротеатр с обстановкой, он размещался в городском саду. Во время сеансов играла пианистка. А в антрактах в кинематографе в праздничные дни безвозмездно играл духовой оркестр общества, которым руководил А.А. Марков. По отдельным просьбам устраивались благотворительные показы.
Правлением общества был устроен и содержался на озере в Общественном саду каток. В праздничные и воскресные дни каток работал бесплатно для детей школьного и дошкольного возраста. И хотя каток был убыточным, Общество не отказывалось от этой полезной затеи. «Устраивая каток, Общество не преследовало каких-либо коммерческих целей, имея в виду единственно дать полезное и разумное развлечение учащейся молодежи» [25]. Общество ежегодно проводило парад и годичный пожарный праздник.
Деятельность общества была неотъемлемой частью жизни города. Члены общества с благодарностью принимали помощь в виде денежных пожертвований и оборудования от состоятельных граждан, и сами принимали активное участие в городских благотворительных акциях.
Например, Шадринское вольное пожарное общество 23 августа 1914 г. постановило: «Ассигновать Шадринскому Городскому Управлению 500 руб. на оборудование лазарета для больных и раненых воинов. Согласиться на выдачу местному Городскому Управлению беспроцентного позаимствования из капитала общества до 3 тыс. руб. на дело призрения больных и раненых воинов и их семейств, если в том встретится необходимость. Организовать из членов общества дружину с целью оказывать помощь городским организациям по призрению раненых при размещении их со станции железной дороги по предназначенным для этих целей зданий» [15].
Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале ХХ в. стало антиалкогольное движение, инициаторами которого одновременно стали и государство, и общественность. Попечительства о народной трезвости были созданы параллельно с введением казенной винной монополии и в целях борьбы с пьянством. Призывы к этому в России звучали уже давно. Еще в 1883 г. К.П. Победоносцев в своих письмах к Александру III указывал на «всенародный зов к правительству об исцелении этой ужасной язвы». Вместе с тем он отмечал бессилие всех попыток освободиться из-под власти кабака, бесплодности усилий отдельных лиц, вступивших в неравную борьбу. «Необъятная Россия состоит из пустынь, − писал обер-прокурор царю, − но нет такой пустыни, нет глухого уголка, где бы ни завелись во множестве кабаки и не играли бы главенствующей роли в народной жизни» [1]. Губернаторам назидательно указывалось, что создаваемые попечительства «должны служить могучим орудием в борьбе с пьянством» и учреждением их «достигается способ сплочения всех лучших местных сил на помощь правительству» [8]. По предписанию Тобольского губернатора, последовавшего 2 июля 1902 г., были открыты уездные комитеты, в т.ч. Курганский − 24 июля.
Вместе с призывами к открытию власти давали руководящие указания и намечали возможные способы для отвлечения народа от пьянства. Предполагалось принимать меры для лечения страдающих запоями, организовывать специальные больницы, амбулатории, выпускать брошюры, листовки, даже использовать народные средства для лечения от пьянства. Особо призывали организовывать библиотеки, народные чтения и народные театры, подчеркивая, что они должны быть «одинаково доступны как для грамотных, так и для неграмотных» [29]. Представители населения, имеющие активную жизненную позицию, поддержали представителей власти.