Проблема измерения аттитюдов или социальных установок
• трудности математического порядка;
• отсутствие эмпирически доказанного потенциала;
• очевидную невозможность избежания ошибок;
• конфликт с традиционными стилями исследования в психологии.
Еще одним доводом не в пользу репрезентативного измерения, как утверждают данные исследователи, является ограниченное количество примеров их успешного применения в социальной психологии.
Другая группа психологов, выступая в защиту аксиоматического подхода, утверждают, что «революция переживает всего лишь свои первые этапы, и последние исследования с использованием репрезентативных методов измерения свидетельствуют о том, что именно они составляют ту основу, от которой смогут отталкиваться будущие поколения ученых- психологов».
Таким образом, асксиоматический (репрезентативный) и психометрический (нерепрезентативный) подходы к измерению развиваются параллельно. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Задачей же исследователя является выбор наиболее адекватного измерительного инструментария в традиции того или иного подхода, с учетом всех объективных и субъективных факторов, целей и задач конкретного исследования.
Тем не менее, несмотря на непрекращающиеся попытки сторонников аксиоматического измерения доказать неопровержимые, как они полагают, преимущества своих методов, приходится констатировать, что большинство измерений в социальной психологии, включая измерение социальных установок, выполняется в контексте психометрического подхода. Одним из примеров аксиоматического измерения является известная шкала Л. Терстоуна, которая стала первой применяться для измерения социальных установок. К числу наиболее востребованных психометрических методов измерения относятся:
• шкала Р. Лайкерта;
• шкала Л. Гуттмана;
• шкала социальной дистанции Э. Богардуса;
• семантический дифференциал Ч. Осгуда.
Получение вербального самоотчета от респондента требует от него выполнения одной из следующих задач:
• оценочного шкалирования;
• ранжирования;
• сортировки;
• выбора на основе сравнения.
Шкалирование предполагает оценку величины характеристики или качества оцениваемого объекта. Процедура ранжирования означает расположение измеряемых объектов в порядке отдаваемого им предпочтения, на основе какой-то характеристики. Сортируя оцениваемые объекты, респонденты, по сути, классифицируют их, подразделяя на несколько (а иногда только две) групп. Выбора на основе сравнения производится между двумя или несколькими альтернативами. Все эти принципы положены в основу выше перечисленных шкал.
Как показал проведенный нами анализ первоисточников, в отечественной и западной психологии применяются две основные классификации измерительных эталонов. Одной из наиболее распространенных является континуальная классификация, предложенная в свое время Стэнли Стивенсом. В этой классификации шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям многообразных операций с числами. В данной классификации выделяется пять классов шкал:
• номинальная шкала (неупорядоченная шкала наименований);
• частично упорядоченная номинальная шкала;
• порядковая шкала или полностью упорядоченная ординарная шкала (например, шкала рангов или ранговая шкала);
• интервальная шкала (шкала равных интервалов);
• шкала пропорциональных оценок.
Все эти виды шкал предназначаются для квантификации одномерных распределений, т.е. измерения некой протяженности в одном и только в одном континууме свойств. Фактически же в настоящее время часто используются многомерные измерения, моделирующие объект.
В основу другого подхода заложены сразу два принципа, в соответствии с которыми методы психологического шкалирования классифицируются в зависимости от:
• типа построения шкалы, т.е. является ли она шкалой наименований, шкалой порядка и т. д.
• степени структурной сложности шкалы (методы измерения чувствительности, методы одномерного шкалирования, методы многомерного шкалирования).
В условиях лабораторного эксперимента для измерения социальных установок активно применяются психологические методы с использованием кожно-гальванической реакции, лицевой электромиографии, электрокардиограммы, фиксирования расширения зрачка, измерения давления крови и др
Все чаще и чаще исследователи прибегают к использованию нетрадиционных измерительных процедур, среди которых достаточно большое распространение получают так называемые нереактивные или «ненавязчивые» методы измерения. Эти методы не требуют сотрудничества с носителями установок, их непосредственного физического присутствия. Отсутствие необходимости вторжения в социальное окружение человека или группы людей также рассматривается как одно из достоинств нереактивного измерения. «Ненавязчивые» методы подразумевают, в частности, исследование физических следов эрозии, истирания предметов или, наоборот, нароста на них; внимательное исследование частных или общественных архивов и пр. Можно согласиться с М.Арулом, когда он говорит о потенциале использования данных методов. На наш взгляд, однако, представляется достаточно спорным употребление термина «измерение» по отношению к нереактивным методам. Мы полагаем, что было бы более оправданным включать их в методы наблюдения.