• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Проблема измерения аттитюдов или социальных установок

Отдельным направлением в изучении аттитюдов или социальных установок является их измерение. Любой исследователь, работающий в данной парадигме, неизбежно сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода измерения. Над разработкой измерительных процедур трудилось не одно поколение ученых. В западной школе теория измерения обязана своим становлением и развитием таким выдающимся ученым как Л. Тернстоун, И. Чейв, Д. Фехнер, Л. Гутман, Э. Богардус, Ч. Осгуд, Д. Суси, П. Танненбаум, Р. Лайкерт, А. Анастази, Ч. Джадц, Г .Мак Клелланд, К. Кумбс, Т. Смит, Р. Доз и др. В отечественной психологии проблемы измерения представлены в работах В.А. Ядова, А.И. Худякова, К.Д. Зароченцева, А.Н. Гусева, Ч.А. Измайлова, М.Б. Михалевской, М.И. Зайцевой и др.

В настоящее время техника измерения аттитюдов достаточно разнообразна. Бурное развитие информационных технологий значительно облегчает обработку эмпирических данных, позволяет исследователю подбирать наиболее оптимальный метод измерения, использовать комплексный измерительный инструментарий. Все это повышает надежность и валидность получаемых результатов. Вместе с тем, измерение аттитюдов всегда сопряжено с определенными трудностями, основная из которых обусловлена таким качеством социальных установок, как их латентность. Являясь гипотетическим конструктом, аттитюды не поддаются непосредственному/прямому измерению. Любая попытка оценки аттитюдов является предположительной по своему характеру. Иными словами, мы можем только изучать поведение, которое, как справедливо полагают, свидетельствует о наличии аттитюдов, и квантифицировать эти свидетельства таким образом, чтобы получить представление о том, насколько индивидуумы или социальные группы отличаются по своей психологической ориентации по отношению к конкретному объекту или вопросу. Именно этим определяется то большое значение, которое придается измерению аттитюдов или социальных установок.

Прежде чем рассматривать конкретные методы, использующиеся для измерения установок, мы считаем целесообразным и оправданным остановиться на сложившихся в отечественной и западной психологии подходах к измерению в целом.

Несмотря на то, что «измерение - это один из «богов», которому современные психологи приносят дань с завидной регулярностью, предмет измерения до сих пор остается достаточно неуловимым». Прежде всего, как показывает проведенный автором теоретический анализ, не существует единого похода к измерению и классификации измерительного инструментария.

В западной психологии сложилось две традиции измерения, которые, в свою очередь, повлияли на современные подходы к измерению в социальной психологии. Первый подход - это аксиоматическое или репрезентативное измерение. В контексте данной традиции измерение определяется просто как «присвоение цифровых значений объектам или событиям с соответствии с определенными правилами». Критикуя это определение, ставшее уже классическим, приверженцы другого подхода, названного психометрическим, утверждают, во-первых, что не любое измерение выражается в числах. Более того, по их мнению, правила присвоения числовых значений составляют измерение только тогда, когда в результате получается нечто значимое, некая системность свойств, характеристик и проявления поведения, которая позволяет делать предсказания. Выводя свое определение измерения, сторонники нерепрезентативного подхода к измерению говорят о том, что «сырые» данные социальной психологии, а также других общественных наук, представляют собой бесконечный ряд подробных наблюдений, фиксирующих поведение, свойства и характеристики индивидуумов, социальных групп, социального окружения и других объектов социального мира. И измерение является тем процессом, при помощи которого это бесчисленное множество наблюдений сводится к компактным описаниям или моделям, которые предположительно дают представление о повторяемости свойств или характеристик наблюдаемых объектов и регулярности их поведения.

Дискуссии по поводу достоинств и недостатков аксиоматического и психометрического подходов к измерению порой приобретают очень острый характер. Так некоторые теоретики в области измерения дошли до того, что назвали нерепрезентативный подход оксимороном, т.е. парадоксом, сочетанием несочетаемого, столкновением противоположностей. А измерение с применением широко используемой шкалы Р. Лайкерта, по мнению сторонников этого направления, является «измерением по указу». Что же касается аксиоматического подхода, то в качестве одного из основных его достоинств заявляется возможность проведения более защищенных измерительных процедур. Однако, сравнительно недавно, некоторые из поборников репрезентативной традиции опубликовали работы, в которых аксиоматическое измерение сравнивается ими с революцией, которая не состоялась. К числу причин неудачи этой «революции» ученые относят:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.