Профессиональное образование и рынок труда
Что касается начального профессионального образования, то за период с 1995 по 2001 годы при сокращении количества учреждений данного профиля (эта тенденция характерна не только для Свердловской области, но для Российской федерации в целом) численность учащихся в них существенно не изменилась. (табл. № 3).
Таблица № 3
Динамика развития начального профессионального образования по России и в Свердловской области (количество учреждений и численность обучающихся)
Годы |
Россия |
Свердловская область | ||
Количество учреждений |
Численность обучающихся |
Количество учреждений |
Численность обучающихся | |
1996 |
4114 |
1670000 |
133 |
59010 |
1997 |
4050 |
1667000 |
133 |
59865 |
1998 |
3954 |
1676000 |
129 |
60086 |
1999 |
н/д |
н/д |
127 |
59707 |
2000 |
н/д |
н/д |
128 |
59080 |
Для среднего профессионального образования за 1996 – 2000 гг., характерна тенденция роста численности обучающихся. Она базируется скорее на квазиспросе, чем на реальной потребности в данном образовании. Это связано с тем, что техникумы, колледжи рассматриваются как:
- средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы;
- способ получения образования для проживающих в городах областного подчинения;
- средство социализации неадаптированных подростков.
Что касается высшего профессионального образования, то ему в наибольшей степени свойственна позитивная динамика численности студентов (табл. № 4)
Таблица № 4
Изменение численности студентов государственных вузов
(в абс. цифрах)
Области Уральского федерального округа |
На начало учебного года | |||||
1995/96 |
1996/97 |
1997/98 |
1998/99 |
1999/00 |
2000/01 | |
Свердловская |
81982 |
87458 |
96872 |
104845 |
122285 |
139356 |
Курганская |
39652 |
13583 |
14174 |
14987 |
16659 |
18887 |
Тюменская |
39652 |
45004 |
53431 |
63287 |
70945 |
81035 |
Челябинская |
54921 |
60274 |
67715 |
77157 |
89129 |
106927 |
см. диаграмма №1.
Диаграмма № 1
Из приведенной диаграммы видно, что в Курганской области слабо выражено стремление молодежи поступить в ВУЗ, по сравнению с тремя другими (Свердловская, Тюменская и Челябинская). Особенно это выражено в период с 1996 по 1997гг. Заметен резкий упадок поступающих в ВУЗ, в то время, как в других происходит рост числа выпускников школ и других учебных заведений, поступивших в ВУЗ. Молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация – это капитал для инвестирования.