• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Профессиональное образование и рынок труда

Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны и рынок труда – с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование образование из бюджета и вместе с тем, расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и не соответствию запросов последнего предложением учреждением профессионального образования. Разрешение обострившейся проблемы соотношения рынка образования и рынка труда требует немалых усилий.

В октябре – декабре было проведено исследование в Свердловской области (Уральский федеральный округ). Объектом стала молодежь, дифференцированная на группы по признаку «основной вид деятельности». Были выделены две группы молодежи – работающая и учащаяся (от 15 до 30 лет). Среди учащейся молодежи – старшеклассники (выпускники 9-х, 11-х классов), учащиеся профессиональных училищ, студенты вузов. Было опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников – всего 1900 человек.

Престиж образования в Уральском федеральном округе за период с 1997 по 2001, выявил ряд тенденций, характеризующих динамику спроса на профессии:

1) наблюдается увеличение числа вакансий по всем группам профессий (предполагающий различный уровень профессионального образования), что является показателем экономической стабилизации и некоторого экономического подъема.

2) проявляется стабильный спрос на рабочие профессии и позитивная динамика спроса на профессии, не требующие профессионального образования и подготовки. (табл. № 1)

Таблица № 1

«Динамика профессиональной структуры спроса (вакансий) в зависимости от уровня образования в процентах

Профессии

1997

1998

1999

2000

2001

Не требующие профессионального образования и подготовки

11

9

10

11

14

Требующие начального профессионального образования

61

61

66

67

62

Требующие среднего и высшего профессионального образования

28

30

24

22

24

Эта тенденция находится в явном противоречии с профессионально-обозревательными намерениями выпускников школ, которые в массе своей ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования»[4].

Изучение образовательных планов старшеклассников Свердловской области показало, что:

Таблица № 2

Планы поступления старшеклассников в:

Проценты от опрошенных

ВУЗ

67,8

Техникум / Колледж

18,2

ПТУ

3,8

Курсы профессиональной подготовки

7,1

Другие намерения

3,1

Количество поданных заявлений в государственные вузы Свердловской области растет год от года; так, с 1995 года к 2001 году оно увеличилось в два раза ( с 37806 до 78372).

Образовательные планы молодежи, заканчивающей школу в поселениях с разным уровнем урбанизации, разнятся. Ориентация на высшее образование более выражена у будущих выпускников екатеринбургских школ (82,5%), значительно менее у учащихся городов области (58,2%) и села (67,9%). Эти группы учащихся, в свою очередь, в большей степени настроены на поступление в колледжи (техникумы) и профессиональные училища. Данное обстоятельство объясняется комплексом причин, связанных с территориальным размещением образовательных учреждений. Другим фактором, снижающим отток старшеклассников в вузы из областных городов и сельской местности, является уровень подготовки выпускников. В провинциальных школах он, как правило, ниже, поэтому на вступительных экзаменах они зачастую менее конкурентоспособны, чем их сверстники из городских школ.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.