• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Человек - цель, мерило и главный фактор прогресса

Важным и неограниченным направлением использования постиндустриальных процессов является развитие человека, накопление человеческого капитала как решающего фактора развития экономики и общества в целом было подчеркнуто, что новое общество коренным образом изменяет положение человека в обществе, обеспечивает повышение образовательного, профессионального и культурного уровня, всестороннее его развитие, перераспределение человека экономического в человека творческого, утверждение творческой деятельности человека. Человек становится не только целью и мерилом общественного развития, но и главным, определяющим фактором развития экономики и общества.

В экономике, как правило, из ничего может быть только ничего. Информатизация развивается не на пустом месте, а опирается на уже существующие формы, преобразует и повышает их, создает качественно новую информационную систему, так и все или почти все процессы развития человека, свойственные будущему обществу, свои корни имеют в индустриальном обществе.

Так, одной из главных черт нового общества является переход от господства материального производства к господству сферы услуг. Эта закономерность находит проявление и в наших условиях. Если в начале 90-х годов в Украине почти три четверти работающих были заняты в материальном производстве и чуть больше четверти - в сфере услуг, то в 2008 г. в материальном производстве было занято 50,9% общей численности занятых, а в сфере услуг - 49,1%7. Иначе говоря, мы находимся на таком уровне общественно-экономического развития, когда эти две сферы по занятости уравниваются. Это - важный рубеж на пути к господству сферы услуг. Если распространится инновационный тип развития, соответствующий ему рост технического уровня производства и производительности труда, то изменение структуры экономики в пользу сферы услуг будет происходить быстрыми темпами.

Залогом этого процесса является то, что сфера услуг и занятый в ней труд характеризуются более высокой степенью качества, прежде всего, интеллектуализации труда по сравнению с другими сферами. Так, в промышленности удельный вес работников, окончивших высшие учебные заведения всех уровней аккредитации, составляет 40,1%, в сельском хозяйстве - 19,7%. В то же время в отраслях здравоохранения и социального обеспечения их доля равняется 64,3, образования - 69,4%8. Еще более убедительны данные о доле труда с наивысшим образовательным показателем, то есть высшим образованием III и IV уровней аккредитации. В сельском хозяйстве их 6,2%, на транспорте и в связи - 12,9%, в промышленности - 15,1%, а в здравоохранении - 20,5% и образовании - 48,6%.

Значительная доля высокообразованных и высококвалифицированных работников является залогом дальнейшего усиления процессов интеллектуализации труда. Если бы государство в полной мере финансировало науку, образование, здравоохранение и культуру, то эти процессы проходили бы еще быстрее. Поэтому не нужно ждать, что когда-то произойдет интеллектуализация труда. Она происходит уже теперь, и государство должно всемерно содействовать этим процессам.

Преобладание отраслей сферы услуг по уровню интеллектуализации труда в сравнении с материальным производством вполне закономерно характеризуется и более высокой степенью экономической эффективности, что находит свое проявление в значительно большем удельном весе добавленной стоимости в продукции (услугах) сферы услуг. Так, в 2002 г. в целом по народному хозяйству удельный вес добавленной стоимости в ВВП составлял 37,7%, а в ряде отраслей он был еще меньше. В добывающей промышленности он равнялся 31,3%, а в обрабатывающей - даже 24%. В то же время в целом ряде отраслей этот показатель превышал средний по нашей стране. Например, в результатах работы строительства добавленная стоимость составляла 40,3%, сельского хозяйства - 44%. Следует отметить, что этот показатель на транспорте и в связи, то есть в отраслях, которые, вероятно, больше всего связаны с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на современном этапе, составлял 59%. И все-таки отрасли сферы услуг отличались от отраслей материального производства значительно более высоким удельным весом добавленной стоимости. В здравоохранении и сфере социальной помощи этот показатель равнялся 51,8%, а в образовании - почти 70% 10. Еще вчера сфера услуг представлялась как "непроизводственная", а сегодня оказывается, что это наиболее эффективное нематериальное производство, где создается самая большая новая (добавленная) стоимость. Более высокий уровень интеллектуализации труда обусловливает создание интеллектуального продукта, принципиально новой чертой которого является то, что на долю высококвалифицированного труда приходится примерно 70% расходов производства. Поскольку добавленная стоимость создается живым трудом, то тем самым объясняется, почему в продукте просвещения самая высокая доля добавленной стоимости. Следовательно, высокоинтеллектуальная сфера создает и источник повышенной оплаты труда, объясняет, почему капиталовложения в нее, особенно в образование, являются наиболее эффективными, - быстрее всего окупаются и обеспечивают самую большую отдачу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.