• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Семья как фактор социализации личности

Еще одна актуальная проблема современной семьи связана с экономической стороной, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка - семья должна оплатить его место в обществе. Слабые в экономическом отношении семьи оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих государственных предприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих - невыгодно и не престижно[22]. Антикультурные явления порождают личностные проблемы в развитии подростка. Все это разные показатели культуры. Актуальная проблема современной культуры в становлении потребительского общества, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену.

Однако материальные трудности и связанные с ними тяжелейшие условия развития, в которые попадают многие подростки, - лишь одна сторона тех серьезнейших изменений, которые происходят в стране и непосредственно затрагивают развитие детей подросткового возраста. Решение материальных проблем не приводит к улучшению ситуации. Это, прежде всего проблема духовной культуры. А именно недостаточное влияния родителей на внутренний, духовный мир ребенка.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Идет речь об утрате национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени «замещает» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Вследствие этого происходит отчуждение подростковой и взрослой субкультур.

Все это связано с происходящей в последнее время деформацией внутрисемейных отношений. Современная семья находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев».

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и подростковая преступность.

Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Вследствие распада семей ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Таких семей в России около 25 %[23]. Возможности для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются.

Возрастает количество неблагополучных семей: дети воспитываются в неполных, малообеспеченных, безработных, криминальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия, во всяком случае, воспитательного.

Вследствие этого функции семьи, как фундамента духовного и нравственного воспитания детей снижаются. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за культурной некомпетентности.

Таким образом, решающую роль в формировании культуры личности подростка играет семья.

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители подготавливают своих детей к взрослой жизни, на основе своих идеалов, образов мысли. При вхождении ребенка в подростковую субкультуру меняется отношения между детьми и родителями. Идеалы родителей не являются единственным влияющим фактором на формирование личности подростка, также играют роль идеалы, приоритеты сверстников и окружающего общества. В связи с этим были выявлены модели взаимоотношений родителей и подростков:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.