Семья как фактор социализации личности
Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений.
Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать. Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье - зависит от ценностных ориентаций и направленности личности.
Одним из важных факторов социализации личности является семья.
В социологическом словаре под семьей понимается группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящиеся в отношении родства, брака[13]. Семья это ячейка общества, в которой существуют свои традиции, ценностные ориентиры, нормы и в которой развивается новая личность (ребенок).
Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Она является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем[14]. Именно семья дает «образ мира»[15], в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому очень важно чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым[16].
В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные, прежде всего с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией. Так у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга.
Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Маргарет Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих родителей; конфигуративные, в которых и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для подростка типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой подростковой культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.