Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Объективные показатели: соответствие человека требованиям профессии, его реальный вклад в социальную практику; решение и разрешение проблем клиента, семьи, оказание помощи, поддержки, реабилитации различным категориям населения. Наличие профессиональных знаний и умений, способствующих осуществлению посреднической миссии между личностью и государственными структурами, формирование качеств организатора, координатора и технолога социальной защиты человека, овладению искусством влиять на социальную политику в обществе, регионе, прогнозировать ее.
Субъективные показатели: соответствие профессии требованиям личности, ее интересам, мотивам, склонностям, степени удовлетворения человека своей профессиональной деятельностью; устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации; совокупность необходимых профессионально обусловленных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Таким образом, единство объективных и субъективных показателей социального работника-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.
Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в своем труде. В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценок деятельности работающих специалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника и связанных с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Прямой мерой эффективности работы, профессионализма социального работника могла бы быть оценка развития у клиента навыков самоорганизации, саморегуляции и целенаправленности. Соответственно, косвенными мерами эффективности деятельности, профессионализма могли бы выступать любые качества, функционально связанные со скоростью и легкостью формирования данных навыков у клиентов.
Тем не менее, при наличии "хорошо сформулированной конечной цели" деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействий социального работника на деятельность клиента прямая оценка эффективности труда социального работника оказывается невозможной.
В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть: анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности и активности. Динамика в отношении населения к социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессионального роста социального работника как специалиста. [4, с. 132]
Процессуальные показатели: использует ли человек при достижении своих результатов в деятельности современные методы, приемы, технологии социальной работы.
В деятельности социального работника, имеющего дело с людьми, особенно велика роль именно процессуальных показателей. К ним мы относим всё, что характеризует психолого-технологический процесс труда: как работает специалист, какие применяет профессиональные знания, умения, приемы, техники, технологии, какие использует в процессе труда личностные качества; как использует различные функциональные роли (посредника, консультанта, организатора, эксперта, адвоката и др.
Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник этические нормы, стандарты, принципы, эталоны профессии, стали ли они личностно-принятыми; умеет ли он на практике осуществлять высокие эталоны профессии; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознавать ее значимость в обществе.