• Экспертный опрос в социологическом исследовании

    Graph

    На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

    В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

  • Этапы становления социологии в России

    Graph

    В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

    Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит "за пределы профессии", обогащая ее своим личным вкладом,

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). При этом, в отличии от допрофессионализма, когда у работника еще довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто "профессионалом в прошлом", либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их. [11, c. 261]

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Важным условием развития личности, ее профессионализма в деятельности выступает аспект критериальности. Для характеристики профессионализма целесообразно использовать несколько критериев. Критерии, показатели и характеристики профессионализма - тема для самостоятельного исследования.

Разрабатывая характеристику показателей профессионализма социального работника, мы обратились к работе А. К. Марковой, которая рассматривает критерии профессионализма учителя. [12, с. 41]

Исследуя акмеологические направления, мы выделяем следующие показатели зрелости личности профессионала:

- понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

- способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

- проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;

- максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;

- выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетание профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;

- адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

- способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;

- умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;

- способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

- использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

- способность к выработке индивидуального профессионального оптимума.

Анализ исследований по данной проблеме, позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

- показатели объективного и субъективного характера;

- процессуально-результативные показатели;

- нормативно-этические показатели;

- показатели наличного базиса;

- прогностические показатели;

- показатели профессиональной обучаемости;

- показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;

- технологические показатели;

- показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга. Представим их краткую характеристику.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 


Перспективы развития социальных служб

image

Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста.

В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.