Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит "за пределы профессии", обогащая ее своим личным вкладом,
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). При этом, в отличии от допрофессионализма, когда у работника еще довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.
5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто "профессионалом в прошлом", либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их. [11, c. 261]
Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.
Важным условием развития личности, ее профессионализма в деятельности выступает аспект критериальности. Для характеристики профессионализма целесообразно использовать несколько критериев. Критерии, показатели и характеристики профессионализма - тема для самостоятельного исследования.
Разрабатывая характеристику показателей профессионализма социального работника, мы обратились к работе А. К. Марковой, которая рассматривает критерии профессионализма учителя. [12, с. 41]
Исследуя акмеологические направления, мы выделяем следующие показатели зрелости личности профессионала:
- понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;
- способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;
- проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;
- максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;
- выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетание профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;
- адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;
- способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;
- умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;
- способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;
- использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;
- способность к выработке индивидуального профессионального оптимума.
Анализ исследований по данной проблеме, позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:
- показатели объективного и субъективного характера;
- процессуально-результативные показатели;
- нормативно-этические показатели;
- показатели наличного базиса;
- прогностические показатели;
- показатели профессиональной обучаемости;
- показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;
- технологические показатели;
- показатели инновационного характера.
Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга. Представим их краткую характеристику.