ПР в системе местного самоуправления
Но в нашей стране заставить общество быть социально активным является не простой задачей. По данным, приведенным М.Н. Матюшиным, чуть больше 20% россиян готовы защищать свои права и больше 60%[36] считают, что на нашу власть никак нельзя повлиять. В качестве доказательства выступает отказ населения участвовать в выборах.
Повышение же социальной активности кроется в обеспечении позитивных тенденций развития экономики и духовной сферы.[37] В данном свете становится явным, что традиционные общественные институты не способствуют социальной активности населения. Профессиональные сообщества по социальной коммуникации и социальному управлению как раз могут стать такими социальными институтами.
Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. предлагают создание общественной сети города.[38] Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив.
Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи,[39] в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т.д.
Механизмом повышения социальной активности может служить:
- благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры;
- использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования;
- выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона;
- проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность;
- использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений;
- регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды;
- так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них:
- обеспечение, гарантирование социальных перспектив;
- содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества,
интенсификация социокультурного времени;
- согласование личных и групповых интересов жителей;
- повышение авторитета местной администрации;
- повышение уровня социальной информированности населения.
Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А.Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования.[40] Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом.