ПР в системе местного самоуправления
§ установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями;
§ регулярное информирование граждан о принимаемых решениях;
§ регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг);
§ анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
§ прогнозирование общественно-политических процессов;
§ обеспечение организации аналитическими разработками;
§ формирование благоприятного имиджа организации.
Местное сообщество обладает собственной социальной сферой,[27] обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А.Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5%[28] (не считая выборных кампаний).
Такой низкий процент обращений, в первую очередь А.Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере.
Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О.А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем[29]. По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит:
- участие в демократизации государственного управления;
- обеспечение гласности, открытости в работе администрации;
-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
-содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
-содействие реализации законодательства;
-содействие становлению институтов гражданского общества.
Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. [30] Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует,[31] что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения.
Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках.[32] Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны.
Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления.[33] Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи.
Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. [34]
Со слов И.Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем.[35] Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации.