Принцип разделения властей
Конгресс утверждает государственный бюджет по представлению президента. Законы, принятые конгрессом, подписываетпрезидент, и после этого они вступают в силу (он может их возвращать, наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за него вторично (2/3голосов в каждой из палат).
Верховный Суд США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Суд состоит изпредседателя и восьми членов. По конституции США за президентом закреплено право «по совету и с согласия» сената назначать «судей Верховного Суда». Суд являетсяорганом конституционного надзора. Он вправе отменить принятые конгрессом законы или распоряжения президента, если сочтёт их не соответствующими конституцииСША. Решения Верховного Суда окончательны и принимаются всеми властными органами к исполнению. Таким образом, действующая в США система сдерживания ипротивовесов не позволяет чрезмерной концентрации власти в одной из её ветвей.
Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть,выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступаетпарламент. Часть же парламента из неправящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеети королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобногоразделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, водном политическом институте.
Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только «по горизонтали» (между законодательной,исполнительной и судебной властями), но и по «вертикали» – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации– США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и вцентрализованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.
Важным компонентом теории либеральной демократии является категория диффузности власти, т.е. её рассеиваниев политической системе. Например, в США она разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от центра к штатам (федеральный принцип),от них к органам местного самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом процессе. Это разного рода ассоциации: партии,профсоюзы, группы давления (лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более двух третей самодеятельного населения. Через этиорганизации граждане США оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение. Особенно велика в этом деле роль средствмассовой информации («четвёртая власть»). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление между множеством институтов государственного инегосударственного характера. Отсюда и происходят понятия «плюралистическая демократия», «политический плюрализм».